МОРЕАС Жан (Jean Moreas, 1856-1910) французский поэт.
По происхождению грек.
Род. в Афинах; с 1877 поселился в Париже. Примкнувший к символистам М. является представителем рантьерской буржуазии, испуганной перспективами распада капиталистического общества и стремившейся уйти из мира нарастающих социальных противоречий в мир внутренних переживаний и чувств. Упадочническим психологизмом проникнуты первые сборники М.: «Les Syrtes» (1884) и затем «Les Cantilenes» (1886). Его
лирика, чуждая крайностей некоторых других символистов вроде Верлена, отличается некоторой сухостью и сдержанностью.Большой успех имел сборник М. «Le pelerin passione» (1890), к-рый как бы завершил развитие символизма, распавшегося к началу XX в. Не только поэт,
но и теоретик символизма,
Мореас выражает его эстетические принципы, составляет его литературный манифест. В 1891 М. отходит от символизма и создает новую литературную группу «романскую школу» (ecole romane), пытающуюся возродить классические традиции, стремящуюся очистить французский язык от галльских элементов, оставляя только римские. К нему присоединяются Raymond de la Tailhede, du Plessy, Ernest Reynaud, Charles Maurras и др. Для всей этой группы Франция наследница Рима. «Романская школа» отразила патриотически-шовинистические тенденции французской буржуазии, готовившейся к мировой войне. В свой последний, «романский»
период М. стремится больше использовать античные мифы. Он признает своим образцом Ронсара , находя, что в нем, как и в других поэтах «Плеяды» (см. Французская литература), нашла наиболее чистое выражение латинская ясность и простота.Из произведений М. следует еще отметить «Poesies» (1886-1896), «Stance», начавшие печататься в 1899, собрание небольших стихотворений в 2-3 строфы. В 1886 М. пишет вместе с Полем Аданом 2 романа: «Les demoiselles Goubert» и «Le the chez Mirande», пародирующие натуралистический
роман. Затем он печатает еще «Contes de la vieille France» сборник рассказов (1909), «Esquisses et souvenirs» сборник статей (1908), «Variations sur la vie et les livres» два сборника статей, отразивших эволюцию М. от символизма к «романской школе», и драму «Iphygenie» (1908).
Библиография:
I. Oeuvres, vv. I-II, P., 1923-1926; Choix di poemes, P., 1923 (дана библиография). На русск. яз. М. переводили: И. Тхоржевский («Tristia», СПБ, 1906; одно стих.), Аврелий («Весы», 1906; одна новелла); В. Брюсов (Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913; пять стих.).
II. Брюсов В., «Русская мысль», М., 1910, V (некролог); Его же, Полное собр. сочин. и переводов, т. XXI, СПБ, 1913, стр. 267-268 (критико-биографический очерк); Gourmont Remy, de, Le Livre de Masques, P., 1923; Его же, Promenades litteraires, 4-e serie, P., s. a.; Porche F., Lecon de Moreas, «Les Nouvelles Litteraires», P., 1929, 6/II; Georgin R., Jean Moreas, 1930.
III. Martino P., Parnasse et symbolisme, Paris, 1925; Verhaeren E., Impressions, 3 serie, Paris, 1929.