Литературная энциклопедия - моргенштерн
Связанные словари
Моргенштерн
искусство бесцельная игра, «оно дает современному человеку известную разрядку», весь поэтический мир создается «только ради рифмы». Беспредметность искусства М. также иронически доводит до абсурда, до бессловесной поэзии, напр. в «Ночной песне рыбы» (Fisches Nachtgesang), представляющей ритмы бея слов. Если эта нарочитая поэзия рифмованной бессмыслицы выражает антиматериалистические тенденции еще в «чистой форме» «искусства для искусства», то в последние годы жизни М.
все более склоняется к мистике (цикл о Христе в его «Самоуглублении» (Einkehr, 1910)) и наконец становится последователем теои антропософии Р. Штейнера.Юмор М. это «юмор висельника», юмор той части мелкобуржуазной интеллигенции, которая хотя и не бьет (подобно Момберту) в барабан империализма, но тем не менее является антиреволюдионной в своей идейной направленности.Библиография:
I. In Phantas Schloss, Zyklus humoristisch-phantastischen Dichtungen, Berlin, 1895; Horatius traverstitus, Studentenscherze, Berlin, 1897; Auf vielen Wegen, Berlin, 1897; Ich und die Welt, Ebd., 1898; Ein Sommer, Berlin, 1900; Melancholie, Berlin, 1906; Wir fanden einen Pfad, Munchen, 1914; Nachlassbande: Stufen. Eine Entwicklung in Aphorismen und Tagebuchnotizen, Munchen, 1918; Epigramme und Spruche, 1920; Die Schallmuhle aus den Nachlass, hrsg. von Margareta Morgenstern, Munchen, 1928.
II. Spitzer L.
, Die groteske Gestaltungsund Sprachkunst Chr. Morgensterns, Lpz., 1918; Studie zum Lebenswerk Ghr. Morgensterns, 1920; Lissauer E., Chr. Morgenstern, 1920; Kayssler Fr., Chr. Morgenstern, 1925. .