МУСИНАК Лео (Leon Moussinac) современный французский писатель. Коммунист, сотрудник центрального органа французской компартии «Humanite». Председатель французской секции
МОРП, секретарь союза революционных художников Франции. М. уделил много внимания вопросам, связанным с пролетарским театральным искусством и кино. Он основатель парижского театра «Революционное действие», недавно поставившего «Бронепоезд» Вс. Иванова. Близко ознакомившись во
время своего пребывания в СССР с советским театром, М. посвятил ему ряд страниц в «Tendances nouvelles du theatre» (1931), в которой отстаивает идею массового театра и необходимость и неизбежность создания пролетариатом своих форм искусства. Обнаруживая стремление к новаторству в пролетарском искусстве, М. все же проявляет некоторую формалистичность в своих поисках.Наиболее значительное беллетристическое произведение М.
роман «La tete la premiere» (Очертя голову, 1931), представляющий подлинную биографию мелкобуржуазного «молодого человека». Пользуясь разнообразными выразительными средствами, переходя от лирического полуиронического рассказа к взволнованной исповеди, к гротеску, к шаржу, к письмам, к исповеди возлюбленной героя, «по правде сказать, похожей на интервью», и наконец к диалогу,
Мусинак дал серию силуэтов, образующих цельный
образ героя романа Кудерка.Тема Кудерка тема бесплодного существования, тоски и беспочвенности разрабатываются в современной французской литературе с буржуазной и мелкобуржуазной точки зрения («Жером Бардини»
Жироду и его последняя
пьеса «Интермеццо», «Человеческий удел» А. Мальро и пр.).
Но совершенно иначе подходит к этой теме М. На истории своего героя М. показал всю никчемность мелкобуржуазной оппозиционности. Знакомство с природой парламентского демократизма еще до войны приводит Кудерка к социальному пессимизму. Но пессимизм этот бесплоден. В окопах М. не предается никаким патриотическим иллюзиям, но и не ищет действительного выхода из создавшегося положения. Морально «контуженный» мировой войной, Кудерк не может найти свое место в жизни.
Жизнь ничему его не научила. Он остается «романтиком». Бороться с действительностью, принять участие в революционной деятельности он не в состоянии, в сущности и не хочет.
Он способен только на бесплодное анархистское выступление. Единственно о чем он, как и многие другие его современники, мечтает идеальная формула «evasion»: «Самое главное это уезжать, но никогда не приезжать». Но бежать от отвратительной действительности Кудерку не удается. Он всюду остается одиноким беспочвенным мелкобуржуазным интеллигентом, оказывающимся побежденным в борьбе с человеконенавистническим миром.
Романтика революции вне поля его зрения. Судьба Кудерка звучит в романе революционного писателя предупреждением маленьким мелкобуржуазным бунтарям, не умеющим действительно во-время порвать с буржуазией и приходящим к моральной катастрофе. Кудерку противостоит в романе его сверстник и старый товарищ, сам автор, который нашел свое место в жизни в революционной борьбе пролетариата.
Мальро смотрит на мир глазами своих героев, он не в состоянии понять их. Сюрреалисты не в состоянии понять самих себя. М. выше своего героя, ему не трудно правильно осмыслить судьбу Кудерка. В этом его огромное преимущество революционного писателя.И его умением правильно разобраться в действительности, его полным сознанием того, что он хочет сказать, обусловлены ясность, стройность и гармоничность книги «Очертя голову».
Библиография: Кроме перечисленных в тексте: Moussinac et Vaillant Couturier, Le pere Juillet, tragi-farce, P., 1927; Voir l’Herbier, Marcel, 1928; Interieur, P., 1928; Le Panoramique du Cinema, Ill. de photogr. Coll. Manifestations de l’esprit contemporain, P., 1929. .