МЮЛЛЕР Фридрих (1749-1825) прозванный Muller-Maler (Maler живописец) немецкий лирик и драматург эпохи «бури и натиска», сын пекаря; в начале своей деятельности придворный художник курфюрста в Маннгейме. Среди писателей «бури и натиска»
Мюллер занимает особое место. Характерный для поэтов этой группы и возводившийся ими в абсолют мелкобуржуазный индивидуализм, постоянный
конфликт между «я» и «миром», между «гениальной» личностью и социальной действительностью, завершается в творчестве Мюллера не трагедией и пессимизмом, а отказом от субъективизма. Руссоистский культ природы М. доводит до грубого натурализма, тяготение к народности в духе Гердера к доморощенной банальности. Модной изысканности, педантической ученой поэзии, придворному
рококо Мюллер противопоставляет свои красочные картины действительности, свои живописные идиллии: «Ульрих фон Коссгейм» (Ulrich von Cossheim), «Стрижка овец» (Die Schafschur), «Ореховое ядро» (Das Nusskern) и др. Пьесы М. представляют драматизированные исторические рассказы или легенды; такова его приближающаяся к опере «Ниоба» (Niobe, 1778) или «Голо и Геновева» (Golo und Genoveva, 1780). Жажда власти и свободы придавленного феодализмом мелкого буржуа, выливающаяся в форму метафизических исканий, вызывает у М. (как и у Лессинга,
Гёте и Клингера) интерес к образу Фауста. В 1778 появилась «Жизнь Фауста» (Fausts Leben), первая часть пенталогии, продолжения к-рой не последовало. Однако «Фауст» М., насколько можно судить
по сохранившемуся фрагменту, лишен философской глубины гётевской трагедии и политической остроты романа Клингера.
Фауст М.
всего лишь ненасытный сластолюбец, отдающий себя аду за миг чувственных наслаждений (см. «Фауст»). М. один из наиболее ярко выраженных провозвестников подымающегося провинциально-городского бюргерства. Во многих отношениях он является предшественником немецкого мелкобуржуазного романтизма; своим пристрастием к миру народных сказаний и песен он оказал сильное влияние на Л.
Тика.
Библиография:
I. Werke, hrsg. v. L. Tiek, 3 Bande, 1811-1825; Ausgewahlte Dichtungen, hrsg. v. Aug. Sauer, 1885; Gesamtausgabe der Idyllen v. O. Heuer, 3 Bande, Lpz., 1914.
II. Monographien von B. Seuffert (1877), A. Luntowski (1908), Fr. Meyer, Maler-Muller-Bibliographie, 1912; L. Frankel, Maler-Mullers Auferstehung, Berlin, 1918; Denk, Friedrich Muller, der Maler-dichter und Dichter-maler, 1930. .