Литературная энциклопедия - наджми
Связанные словари
Наджми
ответ. секретарь Союза советских писателей Татарстана и редактор журнала «Совет-Адабията».Первое произведение Кави Наджми было напечатано в газете «Рабочий» (Ешче) в 1919. Октябрьская революция стимулировала его творчество, однако на первом этапе своего творческого пути Н. еще не успел освободиться от влияния дореволюционной буржуазной татарской поэзии.
Ему принадлежит ряд пессимистических стихотворений эстетского характера. В 1923-1924 Н. увлекается имажинизмом. Первый сб. стихотворений Н. («Бури», Казань, 1924) все же показал, что поэт стремится «соединить» имажинизм с идеями классовой борьбы и пролетарской революции. В 1924 Н.выступил с декларацией о «временном уходе от имажинизма», мотивируя этот уход тем, что в татарской литературе «не назрело еще необходимой для имажинизма почвы». Именно с этого периода начинает более четко оформляться пролетарский характер творчества Н. Он пишет рассказы и повести, насыщенные яркими впечатлениями из жизни Красной армии в период гражданской войны.
Особенно большим успехом и популярностью пользовалась небольшая повесть «Самое последнее», в к-рой Н., отображая героическую борьбу Красной армии, попутно дает незабываемые картины разрухи. Гражданской войне посвящена также повесть «Жребий» и ряд других рассказов. Этими произведениями Н.поставил себя в ряды наиболее талантливых пролетарских писателей. При всех своих достоинствах, сказывающихся в мастерском изображении классовой борьбы, в острой сатире, направленной против мещанства, против татарской нац.-буржуазной интеллигенции, в оригинальных приемах повествования, в необычайно своеобразном языковом строе, почти свободном от арабизма, фарсизма и т.
д., Н. однако не преодолел еще окончательно стремления к бессюжетному повествованию, иногда увлекаясь деталями в ущерб основной идее. Большой рассказ «Прибрежные костры» (1927) о победе над колчаковцами показал дальнейший рост Н.как пролетарского писателя. Повесть Н. «Голубая тропинка» (1930) является одним из первых произведений в татарской пролетарской литературе, показывающих борьбу за коллективизацию сельского хозяйства в Татреспублике. В повести «Первая весна» Н. развертывает ту же тему на более широком полотне. Одна из основных положительных черт этой повести выявление интернационального характера нашей классовой борьбы за социализм.
Следует отметить, что Н. в отличие от некоторых других пролетарских писателей в своем изображении гражданской войны и Красной армии не изолирует последнюю от «мирного» тыла, от строительства социализма в нашей стране.Н. один из активнейших работников татарского пролетарского литературного движения. Перу Н. принадлежит также целый ряд публицистических статей, сыгравших большую роль в борьбе против буржуазного национализма, нацдемократизма, в борьбе за проведение политики партии в области художественной литературы.
Библиография:I. На русском языке: Первая весна, Рассказы, перев. Гайши Шариповой, ГИХЛ, М. Л., 1933; Жребий, перев. Г. Шариповой, сб. «Современная татарская лит ратура», ГИХЛ, М. Л., 1933.
II. Рецензии на указ. выше сб. рассказов: Гачев Д., Писатели республик и колхозная деревня, «Литературная газета», 1933, № 40, 29 авг.
; Штейнберг Е., «Художественная литература», 1933, № 6. .