НЕЧАЕВ Егор Ефимович (1859-1925) один из зачинателей русской пролетарской поэзии. Сын рабочего-стеклянщика. Восьми лет был отдан на стекольный завод, на пятый день расплавленное стекло изуродовало ему ногу; во
время лечения научился читать. 9 лет снова поступил на завод. Всего проработал на производстве около 50 лет. 18 лет стал читать лубочную литературу. Случайно попавший в руки Нечаеву старый номер журнала с автобиографией и стихами Сурикова пробудил в молодом стеклянщике жажду поэтического творчества.
Нечаев начал с обличительных стихов против местной заводской администрации. Встретив поддержку журналиста А. А. Попова (Монастырского), он с 1891 печатается в газетах и журналах. В 1911 выпустил книжку «Трудовые песни», в 1914 книжку «Вечерние песни». В 1916 оставил завод и стал жить литературным трудом. Состоял членом
ВАПП и «Кузницы».Рабочая
тематика, рабочий быт сразу утвердились в поэзии Н.,
но идейное содержание и эмоциональная настроенность в первые годы носили мелкобуржуазный отпечаток. Для ранних стихов Н. характерны мотивы бессильной скорби, надежд на гуманность «баловней судьбы», надежд на бога, к-рый увидит слезы, скорбь и нужду и «властной рукой озарит долгий путь трудовой», и т. д. Но постепенно, с ростом рабочего класса, эта идеология уступила место вызревающему пролетарскому сознанию: стихотворение «Думы» (1891) отражает борьбу пробуждающегося сознания с забитостью и покорностью, в стихотворении «Язычница» (1899) провозглашается разрыв с религией. Революцию 1905 Н. встречает как певец классовой борьбы.Образ гуты, огромной стеклоплавильной печи, проходит через всю поэзию Н. Замечательно коренное изменение подхода к гуте, заводу, производству, труду, отразившееся в послеоктябрьских стихах Н.: если ранее гута была ненавистна и поэт гордо отказывался восхвалять ее, то теперь, после перехода завода в руки пролетариата, Н. радостно славит завод и заводской труд.
Нечаев находился под большим влиянием поэзии революционных разночинцев и вместе с тем поэзии мещанства (Никитин, Суриков). Он так и не преодолел этих влияний. От мещанских поэтов
Нечаев унаследовал вялость стиха, случайность словаря, банальность образов, рифм. От поэтов революционного народничества к Н. перешли демократические идеи: «народ», «свобода» и т. д. Неизбежные на начальном этапе пролетпоэзии художественные недочеты искупаются в творчестве Н. большой общественной значимостью содержания, глубокой искренностью и эмоциональной насыщенностью его стихов. Незадолго до смерти Н. перешел к прозе: его очерки ценны знанием дореволюционного рабочего быта и колоритным рабочим языком.Поэзия Н. ценный исторический памятник, отразивший процесс превращения пролетариата в «класс для себя» и первые шаги пролетарской поэзии.
Библиография: I. Автобиографию Н. см. Родов С., Пролетарские писатели, Гиз, М., 1925; Полное собр. сочин. в одном томе. Гута, под ред. Н. Ляшко, С. Обрадовича и Е. Лукашевича, с критико-биографическим очерком И. Кубикова, «ЗиФ», М., 1928.
II. Фриче В., Пролетарская поэзия, M., 1919; Кубиков И., Вступительный очерк к «Гуте»; Ляшко Н., Песни каторжной гуты, «Кузница», 1922, № 9; Полянский В., Вступительная статья в кн. Нечаева «Из песен старого рабочего», М., 1922; Плетнев В., Пути пролетарской поэзии, «Горн», 1923, VIII; Лелевич Г., Дедушка пролетарской поэзии, «Прожектор», 1926, № 22; Львов-Рогачевский В., Очерки пролетарской литературы, М. Л., 1929.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Москва, 1928; Мандельштам Р., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, М. Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.