HEPMAH (Ture Nerman,
псевдоним Lucie Fehr, 1886-) шведский писатель. Происходит из мелкобуржуазной среды (сын книготорговца). Со студенческих лет примкнул к левому крылу соц.-дем. течения, сотрудничал сначала в провинциальных, а затем столичных социалистических журналах, выступая в последних с революционными стихотворениями. Его сатирическая антибуржуазная и антирелигиозная поэзия, законченная
по форме, сделала его имя одним из наиболее известных в новой шведской литературе. В начале мировой войны Н. принял участие в Циммервальдской конференции, активно участвовал в расколе шведской соц.-дем., в основании левой соц.-дем. партии, из которой впоследствии образовалась коммунистическая партия. На убийство К. Либкнехта и Р.
Люксембург Н. откликнулся рядом стихотворений, исполнявшихся в их память на траурных собраниях, организованных рабочими в Стокгольме. Под впечатлением разрухи послевоенного времени Н. провозгласил полное банкротство мировой буржуазной культуры («Закат буржуазной культуры» «Borgarkulturens undergang», 1920).
Нерман был одним из первых западноевропейских писателей, посетивших Советский Союз. Он написал ряд очерков под заглавием «Из страны Ленина», вызвавших широкий интерес.
Но несмотря на все это Н. не был стойким идеологом революционного пролетариата. Уже в упомянутых произведениях довольно отчетливо выступает подлинная природа его революционности, революционности мелкого буржуа, в эпоху всеобщего подъема революционного движения ставшего на
время активным попутчиком пролетариата. Не случайно также, что в своей книге «Закат буржуазной культуры» Н. сделал ряд серьезных методологических ошибок, свидетельствующих о зыбкости его марксистского мировоззрения.
Надо заметить, что тут, как и во всех его произведениях, серьезная марксистская подготовка, понимание общественно-политического значения отображаемых им событий, заменяется голой революционной фразой.В 1924 Н. выпустил
повесть автобиографического характера «Союз пятерых» (Femfriska, 1924, русск. перев., 1924). Характерно, что и тут, желая отобразить революционную борьбу в Швеции и приближение мелкобуржуазного интеллигента к этой борьбе, Н. чрезвычайно
мало места уделил пролетариату. На протяжении всего романа писатель показывает своего героя в типичном окружении мелкобуржуазной и мещанской среды. Хотя
герой и тяготится этой средой и в конце романа порывает с ней, все же Н. ничего не сумел ей противопоставить. Взамен показа революционного пролетариата Н.
ограничивается рассуждениями героя о стремлении к весьма отвлеченной «борьбе и революции». Чисто мелкобуржуазна в этом романе трактовка проблемы героя и массы с преувеличением роли первого. Через некоторое время после выхода этого романа наметился резкий сдвиг вправо в политической деятельности Нермана, он вступил на путь типичного мелкобуржуазного ренегата.
Во время раскола шведской компартии в 1929 Нерман примкнул к правым и был исключен из КПШ, после чего открыто перешел в лагерь буржуазии. Получив звание сенатора, он в Верхней палате выступает как «народный представитель» (используя украденный у компартии мандат) и ратует за всеобщий мир и филантропическую помощь безработным.
В то же время
Нерман пытается сохранить связи с компартией, которая однако резко отмежевалась от ренегата, беспощадно разоблачая его на страницах партийной прессы. Характерно, что теперь, когда успехи соц. строительства в СССР признает даже буржуазная пресса, Н. выступает с заявлениями, что «трудно становится защищать страну Советов в
настоящее время».
Библиография: I. Kvinnokvaden, Sthlm, 1910; Olympen, Ett. gammalt upsalahus, 2-a uppt, 1915 (1 uppt, 1913); De roda rosornas folk, Sthlm, 1911; Farbroder, Sthlm, 1913.
II. Газеты и журналы шведской компартии; Путь врага, журнал «Литература мировой революции», 1932, № 5-6. .