Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - новалис

Новалис

НОВАЛИС (псевдоним Фридриха фон Гарденберга) (1772-1801) немецкий писатель, один из самых крупных представителей нем. романтизма. Происходил из родовитой дворянской семьи. Готовясь к чиновничьей карьере, изучал юридические науки. Н. неразрывно связан с так наз. первым (иенским) кружком романтиков, со Шлегелем, Тиком, Шлейермахером, Шеллингом.

Особое значение в биографии Н. имеют его отношения к Софии Кюн невесте писателя. Под впечатлением ее ранней смерти написаны знаменитые «Гимны к ночи».В творчестве Н. с большой полнотой раскрывается реакционное мировоззрение немецкого дворянства, начинавшего терять социальную устойчивость и пытавшегося противостоять влияниям буржуазных революций.

Неустойчивость социального бытия своей группы Н. пытался преодолеть в противопоставлении остро ощущаемой им «бренности» сущего миру абсолютного, в котором компенсируются ущербность, зыбкость, обреченность деградирующего класса. Смерть в его «Гимнах к ночи» (1800) вместе с ночами, «вестницами бесконечных тайн», прославляется как соединение с «настоящим», слабым отблеском которого являются день и жизнь. Это настоящее постигается не разумом, не наукой, а поэтическим, духовным, непосредственным, не осложненным пагубными премудростями рационализма проникновением (интуицией). Отсюда идеал непосредственно творящего, ищущего вечного во временном, бесконечного в конечном, наивного, не отягощенного разумом поэта. Отсюда же исходит Н., провозглашая творчество «наивного, как ребенок, народа» высшей философской мудростью. Образ такого поэта дан им в аллегорической сказке «Гиацинт и роза», вставленной в философский фрагмент «Ученики в Саисе» (основная идея: мир науки искусственный мир, действительность же постигается не разумом, а чувством), и в наиболее значительном произведении Н. неоконченном романе «Гейнрих фон Офтердинген» (1797-1800). В этом романе «о чудесных судьбах поэта, где поэзия в ее многообразных соотношениях и изображается и прославляется», дан в достаточно развернутом виде весь идеологический комплекс дворянского романтизма. Ремесленно-цеховой мир средневековья, превращенный в идиллический мир расцвета наивного народного творчества, образ Офтердингена, вырастающего как поэт в поисках «голубого цветка», сделавшегося символом романтического томления по невыразимому идеалу, нарочито архаичная, почти детская речь, служащая той же цели идеализации непритязательного, непосредственного «народа», все это раскрывает тот идейный мир, в к-рый уходит Н.

от бренности в поисках абсолюта. «Народ» ремесленно-цехового мира средневековья, «обезвреженный» народ, дается в плане «поэтических состязаний» и идиллического существования, проходящего между станком и сочинением сказок. Утверждение феодально-монархических идеалов Н. с достаточной четкостью демонстрировано в статьях «Христианство и Европа» и «Вера и любовь, или Король и королева».

В первой из них Н. скорбит об утерянной власти католической церкви, обуздывавшей вольнодумство, во второй называет монархию идеальной системой, основанной «на добровольном признании существования идеального человека (короля), который не может и не должен избираться, а должен быть им рожден».Вся философия Н., его поиски абсолютного, т, е.

вечного и прочного, взамен потрясенных основ социального бытия его класса, мистицизм («Духовные песни»), боязнь «искажающего действительность разума» это идейный багаж деградирующего класса. Мир, который противопоставляет Н. видимой жизни «бледному отблеску потустороннего», это мир положительных реакционно-дворянских идей.

Мистицизм оформляется как апология средневековой церкви; монархия мыслится как «большая семья», как прочная база этого идиллического феодально-монархического строя; розовая идиллия ремесленно-цехового уклада феодального средневековья, являвшегося для Н.

эпохой высшего подъема поэтического творчества, завершает его систему.Н., ставший для немецких романтиков образцом философа-поэта, отвергается, осуждается радикальным бюргерством «Молодой Германии» как реакционная сила. В конце XIX в. его творчество вновь привлекает к себе внимание символистов и неоромантиков конца 90-х гг. писателей эпохи буржуазного загнивания.

Библиография:

I. На русск. яз. переведены: В грустный час, Стих., перев. К. Случевского; Гимны ночи, перев. А. Соколовского см. в хрестоматии Н. В. Гербеля «Немецкие поэты», СПБ, 1877; Ученики в Саисе, перев. Григория Петникова, «Пути творчества» (Харьков), 1920, № 6-7 (и. отд отт.); Гейнрих фон Офтердинген, перев. З. Венгеровой и Вас.

Гиппиуса, вступ. статья З. Венгеровой, М., 1914; То же, изд. «Всемирная литература», П., 1922; Фрагменты, перев. Гр. Петникова, М., 1914; Стихи, в перелож. Вяч. Иванова, «Аполлон», 1910, VII; Kritische Ausgabe, hrsg. v. Jakob Minor, 4 B-de, Jena, 1906 (переизд. в 1923); Schriften, hrsg. v. P. Kluckhohn, 4 B-de, Lpz., 1929.

II. Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891; Карлейль Т., Новалис, перев. В. Лазурского, М., 1901; Деген Евг., Новалис, поэт Голубого Цветка, «Мир божий», 1901, IX; Коган П. С., Письма о Западе (Гарденберг-Новалис. К столетию со дня смерти поэта), «Русская мысль», 1901, V; Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, П., 1914; Его же, Роман о Голубом Цветке, «Русская мысль», 1915, III; Коган П. С., Новалис. «Г. фон Офтердинген», «Голос минувшего», 1915, V (отзыв о перев. З. Венгеровой и В. Гиппиус); Браун Ф., Немецкий романтизм. 4. Новалис, «История западной литературы (1800-1910)», под ред. проф. Ф. Д. Батюшкова, т. I, М., 1912; Л., «Книга и революция», 1920, № 3-4 (отзыв об «Учениках в Саисе», перев. Гр. Петникова); Белецкий А. М., Новый перевод Новалиса («Ученики в Саисе», перев. Гр. Петникова), «Мысль», 1922, II; Коган П. С., Очерки по истории западно-европейской литературы, т. I, изд. 9-е, Гиз, М. Л., 1929; Cremers P. J., Der magische Idealismus als dichterisches Formproblem in den Werken Fr. v. Hardenbergs, 1921; Dilthey W., Das Erlebnis und die Dichtung, 9 Aufl., Lpz., 1924; Schubart A., Novalis Leben, Dichten und Denken, Gutersloh, 1887; Spenle E., Novalis. Essai sur l’idealisme romantique en Allemagne, P., 1904; Simon H., Der magische Idealismus. Studien zur Philosophie des Novalis, Hdlb., 1906; Busse K., Novalis Lyrik, Oppeln, 1898; Maeterlinck M., Le tresor des humbles, P., 1896; Herzog W., Mystik und Lyrik bei Novalis, Stuttgart, 1928; Greiner M., Die fruhromantische Naturgefuhl in der Lyrik von Tieck und Novalis, Lpz., 1930; Ritter H., Novalis Hymnen an d. Nacht, Hdlb., 1930. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины