ОБРАДОВИЧ Сергей
Александрович (1892-) пролетарский поэт. Сын мелкого ремесленника. Учился в городской школе, затем в университете Шанявского. Всю империалистическую войну пробыл в окопах. В 1917 был председателем полкового комитета большевистской ориентации. После Октября на лит-ой работе. Был членом московского Пролеткульта, секретарем и членом правления
ВАПП, членом редакции журн. «Кузница». Писать начал с 1912.В противовес эстетскому восприятию действительности творчество О. наполнено пафосом освобожденного фабрично-заводского труда. С большой художественной силой и эмоциональной экспрессией показывает О.
возрождение приостановленного за годы разрухи завода. Поэтизация освобожденного труда переплетается с темой революции, с мотивами о разрушении старого мира во имя создания новой радостной жизни. Активное устремление к созданию новой жизни существенная черта облика О. как поэта. Он подчеркивает революционно-созидательную работу пролетариата. Мощь и коллективизм основные признаки пролетариата у О. Изображая пролетарскую революцию, Обрадович раскрывает ее интернациональный характер.Давление мелкобуржуазной стихии сказалось на творчестве Обрадовича при переходе партии и рабочего класса от военного коммунизма к нэпу. Подобно другим поэтам «Кузницы» поэту казалось, что нэп есть сдача позиций. Отсюда мотивы горечи и боли («Горько, родные, горько Будни под блузой носить, И не знать, как воркует зорька, И рабочие песни забыть»).
Но в стихах О. нет того резкого и активного протеста против нэпа, к-рое имело место у Кириллова и Герасимова напр., расценивших нэп как возврат к капитализму.Как поэт О. в целом ряде моментов отличается от остальных поэтов «Кузницы».
Космизм, «планетарность» и абстрактность, которые характерны для творчества поэтов «Кузницы», наиболее значительной группы пролетарской литературы периода военного коммунизма, почти отсутствуют в стихотворениях О. Он ближе к текущей жизни, таким остался и в более поздние годы. У него нет выспренности, характерной для Садофьева, Кириллова. Обрадович подходил к созданию реалистического образа рабочего («Шахтер»), тогда как у Садофьева рабочий дан как «современный Данте, Бог, Грядущий властелин».
Пафос борьбы и возрождения страны звучит у О. тоже реалистичнее.
Библиография: I. Взмах, П., 1921; Сдвиг, М., 1921; Стихи о голоде, М., 1921; Окраина, М., 1922; Октябрь, М., 1922; Огненная гавань, П., 1922; Капель, М., 1922; Город, М., 1923; То же, изд. 2-е, М., 1929; Винтовка и любовь, М., 1924; Митинг, М., 1924; Явь, Поэма, М., 1926; Избранные стихи, М., 1926; Поход, М., 1928; То же, изд. 2-е, М., 1930; О молодости, М., 1928; О труде, любви и революции, М., 1930; Рабочий фронт, Избранные стихи, М., 1933. Статья: Обратное мышление, «Кузница», 1920, кн. II.
II. Якубовский Г., Литературные портреты, М. Л., 1926; Лежнев А., О пролетарских поэтах, «Печать и революция», 1925, кн. II; Воронский А., О группе писателей «Кузница», «Красная новь», 1923, 3, 4 (также в его сб. «Литература и жизнь», М., 1924); Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Сиповский Б., Поэзия народа, Петроград, 1923. Отзывы: Филипченко И., «Правда», 1928, 7 июня; Красильников В., «Красная новь», 1928, VI; Поступальский И., «Молодая гвардия», 1928, VI; Цвелев В., «Октябрь», 1928, VII; Оксенов И., «Звезда», 1928, VI; Эркман Р., Пролетарский авангард, 1931, VI; Книга строителям социализма, 1931, IV («Поход»); Красильников В., «Красная новь», 1929, II; Зенкевич М., «Печать и революция», 1929, II-III («О молодости»); Тарасенков А., «Книга и революция», 1929, V («Город»); Виноградов И., «Литературная газета», 1930, № 48; Ав-лев А., «Книга и революция», 1930, XXVIII («О труде, любви и революции»); Бойчевский В., О творчестве С. Обрадовича, «Журнал для всех», 1930, IX.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.