Литературная энциклопедия - ольдингтон
Связанные словари
Ольдингтон
На первом же этапе творческого пути О. война и связанный с ней общий кризис капиталистической системы Англии, охвативший и те слои английской средней буржуазии, представителем которых выступает О., послужили переломным пунктом для его дальнейшего развития. Война ворвалась в поэзию О., стихийно расшатывая эстетические каноны «имажизма» с его теорией «примата чистого образа как такового».
«Образы войны» в известной мере заключают в себе уже те противоречия, которые в более развитой форме должны были лечь в основу «Смерти героя». Ужас перед войной, переходящий в возмущение, в бессильные попытки сопротивления, дан уже здесь, но в то же время на этом этапе своего развития О.еще не отказался от попыток примирения, которого ищет в личной жизни, в любви и т. п.В романе «Смерть героя», задуманном и начатом сейчас же вслед за окончанием войны, но законченном лишь десятью годами позже, в 1929, О. разрушил эти последние иллюзии. «Смерть героя» это широчайшая переоценка ценностей, наглядное свидетельство глубины идейного кризиса английской мелкобуржуазной интеллигенции, достаточно радикальной, чтобы подвергнуть беспощадной критике и отрицанию все «ценности» буржуазного общества, но недостаточно революционной чтобы найти положительную замену этим отрицаемым ею «ценностям».
Срывая маски с буржуазной морали, религии, семьи, воспитания, искусства, печати, науки и т. п., Ольдингтон строил всю свою «Смерть героя» лишь как доказательство того, что для его героя Джорджа Винтербуорна единственным возможным и необходимым выходом было добровольное, «нечаянное» самоубийство на фронте.В «Дочери полковника» романе, рисующем материально-бытовое разложение провинциальной буржуазии в послевоенной Англии, О.
по существу остается на прежних позициях. Пытаясь показать классовое расслоение английского общества, он создает блестящие сатирические образы «чистокровных» продуктов загнивания британского империализма новоявленных аристократов, нажившихся на продаже колесной мази в качестве маргарина, колониальных чиновников, отставных офицеров всех этих столпов Британской империи. Но действительной картины классовой борьбы О. не в состоянии дать. «Дочь полковника», как и все творчество О. до настоящего времени, оказывается тупиком, откуда для автора нет выхода. Эта безысходность, социальная опустошенность неизбежно ослабляют сатиру О.Его критика буржуазного общества остается критикой анархического индивидуализма, критикой нигилистической, а не революционной.Библиография:I. На русск. яз.: Смерть героя, авторизован. перев. А. В. Кривцовой и Евг. Ланна, предисл. Д. Горбова, ГИХЛ, М. Л., 1932. Кроме указанных в тексте: Exile and other Poems, L., 1923; A Fool in the Forest (A Phantasmagoria), L., 1925; Voltaire, L., 1926; Fifty Romance lyric Poems, L., 1928; Collected Poems, L., 1929; At all Costs, L., 1930; A Dream in the Luxembourg, L., 1930, Two Stories, L., 1930; D. H. Lawrence, L., 1930; Medallions, L.
, 1930; Last Straws, L., 1931; Stepping heavenward, L., 1931; The Eaten Heart, L., 1933; All Men are Enemies, L., 1933.II. Отзывы о «Смерти героя», кроме указанного выше предисл. Д. Горбова: Ланн Евг., Роман о тетках Салли и о стрелах духа, «Новый мир», 1931, IX; Лейтес А., «Литературная газета», 1932, 23 мая; Рыкова Н., «Звезда», 1932, VI, и др.; Mc Greevy Т., Richard Aldington, L., 1931. .