Литературная энциклопедия - ореус
Связанные словари
Ореус
Значение О. в том, что он был одним из зачинателей символизма и одним из интереснейших представителей «поэзии мысли». На основе сочетания философских систем от Гегеля, Спинозы, Вундта до Шопенгауэра и Вл. Соловьева, к-рый оказал на него особенно большое внияние, О. развивал учение о пантеистическом и мистическом «всеединстве». Стремление к «всеединству», осуществляемому посредством мистического постижения «мировой гармонии» природы, возникло на почве кризиса буржуазной культуры и признавалось средством преодоления этого кризиса.
В романтическом неприятии действительности, в индивидуалистическом аристократизме О. проявились настроения разлагающегося дворянства. Наряду с нотками пессимизма, обусловленными неприятием действительности, у О. выявляются своеобразный жизнеутверждающий пантеизм и волевое начало.Это отличает его от упадочной и пессимистической настроенности таких поэтов символизма, как напр. Ф. Сологуб или З. Гиппиус. Капиталистической культуре О. противопоставляет первобытную мощь и силу.О. тесно связан с дворянской поэзией XIX века: Баратынским, Ал. Толстым, Фетом и Тютчевым в первую очередь. Стихотворения Ореуса чаще всего «размышления» и «думы», углубленные философической проблематикой.
Для Ореуса особенно характерны архаический словарь, «косноязычный», затрудненный синтаксис и ритм при высокой отделке стиха.Библиография:I. Книги И. Коневского (И. Ореуса): Мечты и думы Ивана Коневского, 1896-1899, СПБ, 1900; Стихи и проза, Посмертное собр. сочин. (со сведениями из его жизни и статьей В. Брюсова о его творчестве), М., 1904. Статьи: Об отпевании новой русской поэзии, «Северные цветы на 1901», альманах, М., 1901; Мировоззрение П. Ф. Щербины, «Северные цветы на 1902», М., 1902.
II. Брюсов В., Мудрое дитя, предисл. к указанному выше сб. «Стихи и проза» (перепеч. в сб. В. Брюсова «Далекие и близкие», М., 1912); Книга о русских поэтах последнего десятилетия, под ред. М. Гофмана, СПБ, 1909 (статья о Коневском Н. Лернера). .