ОЖЬЕ Эмиль (Guillaume Victor emile Augier, 1820-1889) французский драматург «школы здравого смысла» (ecole du bon sens), одной из разновидностей буржуазного реализма 40-50-х гг. О. откровенный и последовательный выразитель идеологии господствовавшей крупной буржуазии восхвалял в своих пьесах деловых людей, индустрию, собственность, богатство, семью, религию основы буржуазного строя. Его пьесы буржуазная
апология в стихах и прозе «добрых нравов» в противоположность романтической реабилитации куртизанки и «роковой страсти». В некоторых случаях
комедия нравов О. дает сатирическую картину современного общества, изображает темных дельцов, продажность прессы, интриги легитимистов-клерикалов («Сын Жибуайе» «Le fils de Giboyer», 1863; «Зараза» «La contagion», 1866, и др.),
но О. никогда не поднимался до глубокого изображения буржуазных отношений, данного великими французскими реалистами, особенно Бальзаком. В своей критике О. ограничивается буржуазным морализированием, лишь утверждающим устои буржуазной общественности. Наряду с этим О. всячески подчеркивает свою лойяльность (ср. напр.
предисловие к «Сыну Жибуайе»). В своих комедиях нравов «Нотариус Герен» (Maitre Guerin, 1865), «Львы и лисицы» (Lions et renards, 1870), «Зять г-на Пуарье» (Le gendre de M. Poirier, 1854) и др. О. рисовал ненависть лишенной власти тщеславной аристократии к буржуазии, «скупщикам национального имущества». Он осмеивал современных буржуа, «мещан во дворянстве», толстосумов, привлеченных блеском аристократических титулов. Но в конечном счете буржуа в пьесах О. обретают свою утраченную буржуазную честь. Так, Марешаль в «Сыне Жибуайе» говорит: «Среди моих предков тоже был маршал (marechal); не маршал Франции, понимаете, а кузнец (marechal ferrant)..: и я этим горжусь». Социально-политическая идеология О. особенно характерно выражена в пьесе «Зять г-на Пуарье» (в сотрудничестве с Сандо). В ней изображен
конфликт разорившегося аристократа и разбогатевшего буржуа. Пуарье приводит аргументы в защиту «хозяйственной» буржуазии: «Правительство уважает промышленность... Торговля лучшая школа для государственных людей... Кому взять в руки бразды правления, как не тем, кто доказал свое уменье вести собственные дела». И отказавшись от своей дворянской «чести и гордости», маркиз де Прель в заключение соглашается заняться «буржуазными делами», оказывается «достойным быть буржуа». Влияние возродившегося в 40-х гг. классицизма (Понсар, см.) сказалось не только в античном сюжете одной из пьес О. комедии в стихах «Цикута» (Cigue, 1844), но и в некоторых особенностях его драматургической техники. Так, в пьесах О. назойливо фигурируют резонеры «les theoreticiens de la pieces» (Верделе, Бордоньон и др.), слуги-наперсники; развязки многих ситуаций построены на неожиданных совпадениях, чудесных случайностях и т. п.Комедии О. пользовались в современном театре большим успехом благодаря сценичности их и соответствию идеалам господствовавшей буржуазии. В 1857, в пору, когда правительство Наполеона III возбудило ряд литературных процессов (против Флобера, Бодлера, Шанфлери и т. д.), О. за свою благонамеренность был избран во Французскую академию.
Библиография: I. Дружба и любовь, дерев. В. Зотова, «Пантеон», 1851, № 2; Искательница приключений, там же, 1851, № 5; Нашла коса на камень, перев. В. Каратыгина, «Сын отечества», 1852, № 7; Габриэль, перев. И. П. Крешев, «Библиотека для чтения», 1853, № 6; отдельное изд., СПБ, 1852; Замужество Олимпы, СПБ, 1874; Мадам Каверле, СПБ, 1876; Старший брат, СПБ, 1878 (литограф.); Две семьи, перев. Ив. Щеглова, СПБ, 1888 (литограф.); То же, «Артист», 1892, № 9; Клерикалы, Москва, 1909; Ouvres diverses d’emile Augier, Paris, 1878; Theatre complet, 7 vv., Paris, 1889.
II. Благосветлов Г., Последние комедии Э. Ожье, «Общезанимательный вестник», 1858, № 9; Тур Е., Литературные заметки, «Русский вестник», 1858, август; Е. О. (Е. И. Утин), Эмиль Ожье и реализм современной драмы, «Вестник Европы», 1868, № 4, «Русский вестник», 1858, т. XIV, апрель; Tour Е., La jeunesse, Comedie en cinq actes et en vers par emile Augier, Paris, 1858; France A., La vie litteraire, v. I, P., 1888; Morillot P., emile Augier, Grenoble, 1901; Gaillard de Champris, emile Augier et la comedie sociale, P., 1910; Friedrich W., Die Entwicklung Emile Augier bis zu seinen Sittendramen, Diss., Lpz., 1931.
III. Talvart H. et Place J., Bibliographie des auteurs modernes de langue francaise, volume I, Paris, 1928.