Литературная энциклопедия - пан
Связанные словари
Пан
Аллегорическое истолкование мифов, господствовавшее в религиозных и философских конструкциях поздней античности, создало пантеистическую концепцию П. как «всебога» (по созвучию имени со словом «все»), владыки природы в целом, ее жизненной силы. С другой стороны, индивидуалистическое миросозерцание господствующих классов эпохи эллинизма систематически перетолковывало вегетативные мифы в эротическом плане.
Лит-pa и искусство эллинистической и римской эпохи очень часто пользуются образом П. (особенно в связи с интересом к «буколическим» темам, см. «Идиллия») как олицетворением похоти, животной стороны любви, в противоположность Эроту и Афродите. В трактате Плутарха «Об упадке оракулов» рассказывается, как однажды корабельщику Томузу было возвещено о том, что «великий Пан умер».
Сказание это в античной литературе совершенно одиноко и является может быть даже результатом недоразумения, смешения Пана с Томузом (умирающий и воскресающий бог плодородия у вавилонян). Однако в связи с общим пессимистическим тоном трактата Плутарха, свидетельствующим об упадке древней религии, оно вошло в новую литературу как символ умирающего язычества (сказание упоминается уже у Рабле), а затем и распространительно как символ всякого гибнущего общественного или идеологического строя.Завещанный античной литературой образ П. вошел в новую европейскую литературу в обеих своих функциях. Как реквизит буколической поэзии похотливый бог пастухов неизменно сопровождал европейскую пастораль от эпохи Ренессанса до начала XIX в.; как дух жизни природы П. фигурирует напр. в заглавии известной повести К. Гамсуна.Библиография:Троцкий И. М., Религия греческого пастуха, в сб. «Религия и общество» Научно-исследовательского института при Ленинградском университете (секция древнего мира), Л., 1926; ст. «Pan», в кн. «Ausfuhrliches Lexikon der griechischen und romischen Mythologie», hrsg. v. W. N. Roscher, B. III, Abt. 1, Lpz., 1916-1924. .