Литературная энциклопедия - пандзини
Связанные словари
Пандзини
Он предан Италии прошлого «маленькой Италии» с ее уютом, патриархальным укладом, людьми, подающими надежды, но не имеющими возможности их осуществить. Даже годы империалистической войны, бывшие для большинства итальянских писателей поворотной точкой к «великой» Италии, не изменили П. Его излюбленным героем является чуждый жизни мечтательный идеалист-интеллигент, лишенный определенных устремлений, не способный на борьбу.
К годам творческого расцвета относятся лучшие произведения П. «Le fiabe della virtu» (1905), «La lanterna di Diogene» (1907), «Santippe» (1913). После войны П. пишет книгу «Il padrone sono me» (Хозяин это я), где направляет свой сарказм против крестьян, к-рые, по мнению П., нажились на войне за счет мелкобуржуазных интеллигентских слоев города.Сознание невозможности примирить противоречия между реальной жизнью и идеалом делают его пессимистом; особенно характерна в этом отношении «La pulcella senza pulcellaggio» (1925). Подъем революционного движения пролетариата, угрожающего, по мнению П., цивилизации Запада, усиливает наиболее реакционные стороны его мировоззрения. Однако П. чувствует, что принять активное участие в этой схватке он не может («Il diavolo nella mia libreria», 1920; «Il mondo e rotondo», 1921; «Il padrone sono me», 1922).
В последнее время П. стремится приспособиться к фашизму, усвоить его демагогическую фразеологию; в его творчестве все громче начинают звучать националистические нотки. П. необычайно плодовит. Его романы и новеллы заполняют страницы журналов. Его перу принадлежит также ряд работ по вопросам литературы и истории (о Кардуччи, Кавуре, комментарии к элегиям Овидия, эклогам Вергилия).
Библиография:Рубцова Г., Современная итальянская литература, Л., 1930; Borgese G. A., La vita e il libro, 3-a ser., Torino, 1913; Russo L., I narratori, Roma, 1923; Rossi V., Storia della litteratura italiana, vv. I-III, Milano, 1928; Mormino G., Alfredo Panzini, 2-a ed., Milano, 1930. .