Литературная энциклопедия - папини
Связанные словари
Папини
В этом отношении показателен его приход к фашизму, венчающий «искания» писателя. Судьба П. типична для большого количества мелкобуржуазных писателей современной Италии, среди к-рых П. занимает выдающееся место. Наделенный значительным талантом, широко образованный, П. принадлежит к числу виднейших итальянских писателей XX в.
В своем первом сборнике новелл 1903 «Il tragico quotidiano» (Трагическая ежедневность) он показал себя парадоксальным новатором, изобретательным фантастом. Стремясь «подчеркнуть в природе и жизни невидимое, мучительно-загадочное», П. создает «род абсурдных, невероятных и нереальных историй», глубоко изощренных и болезненно утонченных.
Он тщательно работает над языком, над формой, достигая здесь своеобразной виртуозности. Годы сотрудничества в «Voce» (1908-1916) и последующие (1916-1920) период наибольшего расцвета П. Буржуазная критика поет дифирамбы П., буржуазный читатель преклоняется перед ним. Крупнейшим созданием П. этого периода может считаться автобиографический, необычайно остро и темпераментно написанный роман «Un uomo finito» (Конченный человек, 1913). Эта книга своего рода исповедь П., в к-рой он с беспощадной откровенностью излагает историю своих порывов и падений. Окруженный «темным и страшным миром», П. то видит в себе апостола, к-рому суждено «спасти» человечество, то осознает себя «конченным человеком», опустошенным и ничтожным. Книгу завершают слова: «И если я уже не представляю собой более ничего, то это потому, что хотел быть всем».
Этот роман П., лучшее из написанного им, является ярким документом колебаний и метаний мелкобуржуазной интеллигенции на рубеже XX в., когда в связи с переходом капитализма к империалистической стадии своего развития заметно усилилось наступление крупного капитала на широкие слои мелкой буржуазии. Значительно менее ярки фрагменты П.
, собранные в «Opera prima» (1917) и «Giorni di festa» (1918), содержание к-рых взято из воспоминаний детства и повседневных наблюдений. Переходя в лагерь футуристов, П. увлекается только боевой стороной их деятельности, их проповедью «великой Италии», борьбой с академизмом за «абсолютную свободу», освобождение от «исторических кладбищ» и т. п., не разделяя однако положений поэтики футуризма.
Он обнаруживает крайний «радикализм», нападая на учреждения и нравы буржуазии, однако этот «радикализм» никого не вводил в заблуждение, так как по существу речь шла лишь об эпатировании буржуа-мещанина.В годы войны Папини выпускает работу о Кардуччи, с к-рым крепче всего связан по линии литературных традиций.В годы, когда в Италии резко обострилась классовая борьба и на горизонте появился призрак пролетарской революции, П. приходит к католицизму и через него к фашизму. В 1920 он выпускает «Storia di Cristo», трактуя Христа по-толстовски. П. проповедует необходимость непротивления злу, борьбу за уничтожение денег и воспринимает христианство как некую высшую ступень революционного сознания.
Дальше своеобразного «евангельского социализма» П. не идет, он не только не призывает угнетенные классы к борьбе, но всячески доказывает ненужность, «неразумность» ее. Стихи сборника «Pane e vino» (1926) отмечены печатью францисканского смирения и простоты. За последние годы появляются почти одновременно две крупные вещи П.книга о блаженном Августине «San Agostino» (1929) и «Gog» (1930). Наибольший интерес представляет «Гог» произведение, как отмечает критика, формально очень своеобразное, не подходящее под традиционные определения канонического порядка. В центре произведения метис Гог, сын белого и девушки маори, с к-рым автор связывает проблему расовой наследственности.
Для интриги П. вводит в «Гог» встречу автора с героем в доме умалишенных, где автор получает дневник без датировки и последовательности изложения. П. затрагивает также в «Гог» самые различные вопросы науки, искусства, техники, дает портреты самых необыкновенных и интересных типов. Пытаясь наметить критику современного буржуазного общества, он однако не поднимается даже до остроты своих ранних произведений, сатира «Гога» крайне поверхностна; стоя на почве буржуазной действительности, Папини чаще всего просто эпатирует буржуазного читателя, не думая вовсе о борьбе с основами капиталистического строя. В 1933 Папини выпустил книгу о Данте («Dante vivo»). Став католиком и фашистом, П. в статье «Il Croce e la Croce» стремится убедить Б. Кроче в правильности своего «обращения», приводя в пример еще Честертона, Вуста и тем самым лишний раз подтверждая, что эволюционный путь, проделанный им, удел многих представителей мелкобуржуазной интеллигенции Зап.Европы. Но придя через католицизм к фашизму, П. не встал в фашистские ряды столь же безоговорочно, как например д’Аннунцио. Индивидуалистом он остался и после «обращения», не растворившись всецело в потоке фашистской «унификации».В начале своей лит-ой деятельности П. принимает горячее участие в журналистике: в 1903 он основывает и редактирует «Leonardo», издает «L’anima», принимает близкое участие в журн.
«Voce», к-рый оставляет для работы вместе с Соффичи в футуристическом журн. «Lacerba» (1913-1915). Произведения П. переведены на ряд европейских языков, в том числе и на русский.Библиография:I. Русские переводы: Трагическая ежедневность, (Рассказы), перев. Ю. Бальтрушайтиса, Р. да-Рома и Б. Я., под ред А. Л. Волынского, Гиз. Берлин, 1923; Конченный человек, перев. Р. да-Рома, под ред. А. Л. Волынского, Гиз, П., 1923; Пиранделло Л., Папини Дж., Бонтемпелли М., Новеллы, предисл. Вл. Лидина, изд. «Огонек», М., 1926.
II. Г. Р., «Звезда», 1924, I; Оксенов И., «Печать и революция», 1924, II (отзывы о «Конченном человеке»); Гаген, «Книгоноша», 1924, № 38(69) отзыв о рассказах «Трагическая ежедневность»; Fondi R., Un costruttore: G. Papini, Firenze, 1922; Moscardelli N., Giovanni Papini, Roma, 1924; Palmieri E., Giovanni Papini (con bibliogr. a cura di T. Casini), Roma, 1927. .