Литературная энциклопедия - пауза
Связанные словари
Пауза
ПАУЗА остановка голоса, членящая речевой поток на те или иные части. Расположение физиологических П. в речевом потоке может не совпадать с установленным членением речи на слова и даже на предложения. С одной стороны, паузы обычно отсутствуют между группами тесно связанных слов («ходил-я-так со-дня-на-день» между словами, соединенными дефисами, П.
отсутствуют), с другой при подчеркнутом эмфатическом произнесении слов П. делается в середине слова («это у||жа`сно!»). Однако для синтаксического и смыслового членения речевого потока значение имеют лишь те П., которые совпадают с границами слов и предложений. Паузы этого типа в соединении с различиями интонации передают в произносимой речи весьма тонкие различия смысловых отношений между частями сочиненного бессоюзного предложения и членами предложения.
Ср. различия в предложениях типа: «придешь домой ляжешь спать» (с отношением условной или временной связи между предложениями) и «придешь домой, ляжешь спать» (с простой последовательностью не связанных предложений); или различия в связи членов предложения типа: «платок был||запачкан,||в крови» и «платок был||запачкан в крови».
На выделении П. отдельных членов предложений основано значение инверсии .В письменной речи наличие П. (или возможность ее) сигнализируется различными знаками препинания см. Пунктуация.В художественной речи пауза имеет чрезвычайно большое значение как в отношении ее интонационной организации, так и в отношении организации чисто ритмической; именно пауза регулирует смысловое и тем самым интонационное движение речи, что чрезвычайно увеличивает богатство всякого рода смысловых оттенков, подчеркиваний, умолчаний и т.
д.«Постой, постой! Ты выпил... без меня» (Пушкин).П., обозначенная в этом примере многоточием, раскрывает (в обращении Сальери к Моцарту, выпившему яд), «договаривает» то, что словами не было сказано.В то же время в стихе расстановка П. отражается на ритме, выделяя напр. те ударные слоги, после к-рых стоит П., превращая отрезок речи между двумя П. в ритмическую единицу. Отсюда число П. в стихе определяет его ритмический характер: поскольку П. свидетельствует о законченности данного речевого отрезка, постольку данная система П. в значительной мере определяет и систему ритма. Например для многих русских дворянских поэтов XIX в. характерно размещение постоянных П.
в конце стихотворной строки и отсутствие П. в середине, что определяет значительную ритмическую монотонию, напр.:«Вдали огонек за рекою,Вся в блестках сияет река,На лодке весло удалое,На цепи не видно замка» (Фет).Самое постоянство в размещении П. имеет уже определенный ритмирующий характер, благодаря чему сдвиг П. в середину или начало следующей строки дает новый ритмический и следовательно опирающийся на смысловой ход, например:«Никто мне не скажет: Куда тыПоехал? Куда загадал? » (Фет).Наоборот, у Маяковского встречаем исключительную насыщенность П., к-рая разбивает его стих на ряд законченных речевых отрезков и создает совершенно своеобразный ритм:«Это было (П.)Было в Одессе (П.)Приду в четыре (П.) сказала Мария (П.)Восемь (П.)Девять (П.)Десять (П.)Вот и вечер (П.)».На этом в частности основан принцип печатания Маяковским стихов, определяемый разбивкой строк на законченные благодаря П.
речевые отрезки.На примере П. чрезвычайно четко можно проследить единство словесной структуры произведения с его идейным содержанием: являясь результатом определенного смыслового выделения слова, П. в то же время определяет (и сама является одним из его моментов) характер данного речевого построения. Отсюда обусловленность данной системы паузирования, а следовательно и интонирования, и ритма, и т.
д., конкретно историческим содержанием произведения.Библиография:Фоника. .