ПЕРЕГУДОВ Александр Владимирович (1894-) советский писатель. Р. в с. Дулеве, Иваново-Вознесенской губ., в семье конторщика. Окончил Московское промышленное училище. Печататься начал с 1911. В своих ранних рассказах и повестях П. либо описывал природу, мир животных («Лесные рассказы») либо воспроизводил переживания людей, близких к природе, психологически примитивных. Преклонение перед стихийными силами природы, поэтизация звериного начала в человеке доминировали в раннем творчестве Перегудова. Основной темой рассказов П. являлась любовь, трактуемая чрезвычайно упрощенно. Постоянен для ранних рассказов П.
мотив бегства от общества и культуры в природу или примитивную среду с упрощенными отношениями людей друг к другу.Романом «Фарфоровый город» (1929) П. впервые переключился на актуальную тематику перешел к изображению сложного социального коллектива, отобразив
жизнь большого фарфорового завода. Однако П. не удалось поднять социально-производственную тему на должную идейную высоту, а в обрисовке людей стройки избежать схематизма, банальности и даже фальши. Характерная для П. натурализация вносила элементы упрощения в изображение действительности. Гораздо более удачен и современен
роман Перегудова «Солнечный клад» (1932), в к-ром П. коренным образом изменяет основную направленность своего творчества. Коллектив строителей побеждает «лесную глухомань», возводя на торфяных болотах электростанцию, человеческая деятельность организует природу в целях лучшего использования ее же даров (в частности торфа «солнечного клада»). Герои трактуются уже не в плане упрощенного «биологизма»,
но в их классовой функции. Все же мировоззрение строителей социализма дано П. отвлеченно, декларативно, причем их убеждения вступают, как показывает писатель, в
конфликт с «личной жизнью», любовными переживаниями его героев. Если в образе Дерюгина П. поднимается до разоблачения одного из ранее оправдываемых им индивидуалистов-анархистов, то на образе лесника Терентия еще сказывается имевшая у П. место
идеализация близкой к природе первобытной психологии. Но в центре внимания П. теперь уже не анархическая примитивно-эгоистическая индивидуальность, противостоящая коллективу, а личность строителя социалистического общества.
Библиография: I. Лесные рассказы, изд. «Круг», М., 1923; Баян, Рассказы, изд. «Недра», М., 1927; Темная грива. Повести и рассказы, изд. «Московское т-во писателей», М., 1928; Половодье, Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929; Фарфоровый город, Повесть, «ЗиФ», М., 1930; То же, изд. «Московское т-во писателей», М., 1933; Степь, кустари, фабрики, изд. то же, М., 1931; Человечья весна, Рассказы, изд. 3-е, то же, М., 1932; Солнечный клад, изд. то же, М., 1932.
II. Красильников В., «Печать и революция», 1928, VIII (о «Темной гриве»); Вакс В., «На литературном посту», 1929, № 20 (о «Половодьи»); «Октябрь», 1930, IV; Николаева Т., «Новый мир», 1930, IV; Чернявская А., «Молодая гвардия», 1930, VI (о «Фарфоровом городе»); Северин Е., «Художественная литература», 1932, III-IV (отзыв о «Степи, кустарях, фабриках»); Прозоров А., Апология антисоциальных инстинктов, «Художественная литература», 1932, № 13-14 (отзыв о »Человечьей весне«); Бочачер М., Живая природа и мертвые люди, «Художественная литература», 1932, XXXI-XXXII; Колесникова Г., «Октябрь», 1933, IV; Николаева Т., В поисках социалистического клада, «Литературная газета», 1933, № 14; Глаголев А., газ. «За коммунистическое просвещение», 1933, 17 марта (отзыв о «Солнечном кладе»); Бойчевский В., Творчество Перегудова, «Новый мир», 1933, XI.
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.