Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - петроний

Петроний

ПЕТРОНИЙ (в рукописях П. Арбитр) римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося (отрывки из XIV-XVI книг) комико-реалистического романа «Сатуры» (или «Сатирикон»); повидимому тождествен с тем П., к-рый был «арбитром изящества» и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора.

Как литературное явление роман П. стоит в античной литературе изолированно. Автор законченный представитель аристократического эстетства с презрительно-небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко высмеивая при этом подымающиеся средние классы вольноотпущенников, муниципальных землевладельцев и торговцев и афишируя беспощадную откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные герои «Сатирикона» скитающийся искатель сомнительных приключений, преследуемый «гневом Приапа», бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует «гнев» Афродиты).

Герои эти попадают во всевозможные переделки, в к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники пестрый калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом «низших» жанров античной литературы новеллы и мима. Центральный эпизод сохранившейся части романа, «Пир Тримальхиона», содержит блестящие зарисовки новобогачей-вольноотпущенников и их быта.

По внешней форме «Сатирикон» представляет собой «мениппову сатиру» чередование прозы со стихами и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний проповедует «откровенность», и художественные достоинства романа не могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса, к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на злободневные литературные споры: вкрапленная поэма «О гражданской войне» пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного риторического стиля.

Реалистической установке «Сатирикона» соответствует и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым латинским яз.

Объем романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности, он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в дошедшей до нас части только эпизод «Пира Тримальхиона» сохранен полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и хотя фальсификация была немедленно обнаружена, «дополнения» Нодо продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах «Сатирикона».

Библиография:

I. Издания текста: Buecheler-Heraeus, Berlin, 1922; Ernout, Paris, 1922; комментарий к «Пиру Тримальхиона», Friedlander, Lpz., 1891 (русск. перев., под ред. Б. И. Ярхо, Л., 1924).

II. Потемкин В., Петроний и его роман, «Русская мысль», 1900, VII; Клингер В., Петроний и его роман, Киев, 1908; Boissier G., L’Opposition sous les Cesars, P., 1875 (русск. перев.: «Общественное настроение времен римских цезарей», П., 1915; Collignon A., etude sur Petrone, P., 1892; Его же, Petrone au moyen age et dans la litterature francaise, P., 1893; Thomas E., L’envers de la societe romaine-Petrone, 2-me ed., P., 1901; Collignon A., Petrone en France, P., 1905; Rosenbluth M., Beitrage zu Quellenkunde v. Petronien Satiren, Diss., Киев, 1909. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины