Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - пиксерекур

Пиксерекур

ПИКСЕРЕКУР Гильбер, де (Rene Charles Guilbert de Pixerecourt, 1773-1844) французский драматург, создатель мелодрамы , прозванный «Корнелем бульваров». Р. в Нанси в оскудевшей дворянской семье. Служил офицером эмигрантской армии в Кобленце. После ликвидации якобинской диктатуры вернулся во Францию. В период Директории начал свою драматургическую деятельность. Первые опыты его были неудачны. Только «Victor, ou L’enfant de la foret» (1798) выдвинул его на первое место среди драматургов бульварных театров. Эта пьеса положила начало популярнейшему жанру буржуазной драматургии начала XIX в. (мелодраме), ставившему целью отвлечение массы от революционной борьбы, подчинение ее буржуазной законности и мещанской морали. Деклассированный аристократ, П. стал проводником охранительных тенденций победившей буржуазии. Этим задачам служила тематика бульварного «романа ужасов», воспринятая П.

у Дюкре-Дюминиля, в сочетании с отзвуками шиллеровских «Разбойников» и с излюбленным П. конфликтом между «голосом крови» и чувством благодарности.Основные конструктивные особенности жанра мелодрамы, намеченные в «Викторе», закрепляются затем в шедевре Пиксерекура «Селина, или Дитя тайны» (Coelina, ou L’enfant du mystere, 1801) и проходят красной нитью сквозь всю его последующую драматургию (120 пьес).

Расцвет его славы падает на время военной диктатуры буржуазии при Наполеоне. К этому периоду относятся такие знаменитые мелодрамы П., как «Человек о трех лицах» (L’homme a trois visages, ou Le proscrit, 1801), «Жена двух мужей» (La femme a deux maris, 1803), «Текели» (Tekeli, 1803), «Крепость на Дунае» (La forteresse du Danube, 1804), «Ангел хранитель, или Женщина-демон» (L’ange tutelaire, ou Le demon femelle, 1805), «Цистерна» (La citerne, 1809), «Развалины Вавилона» (Les ruines de Babylone, 1810), «Собака Монтаржи» (Le chien de Montargis, ou La foret de Bondi, 1814, русск.

перев. «Обриева собака») и др.Пьесы П. были переведены почти на все европ. языки, в том числе и на русский, и с успехом шли на русской сцене, начиная с 1803.

Библиография:

I. Theatre choisi, 4 vv., Nancy, 1841-1843; Guerre au melodrame, Paris, 1818. Часть пьес П. вошла в многотомный сборник Le peintre, Repertoire general du theatre francais, 5-me serie: Melodrames, 20 vv., P., 1818-1825.

Русские переводы П., печатные и литографированные, очень многочисленны; все они собраны в Центральной библиотеке русской драмы в Ленинграде.

II. Virely A., Guilbert de Pixerecourt, P., 1909; Hartog W. G., Guilbert de Pixerecourt, sa vie, son melodrame, sa technique et son influence, P., 1913; Heal F., Guilbert de Pixerecourt, sein Leben und seine Werke, Erlangen, 1912; Esteve E., Les droits d’auteur de Guilbert de Pixerecourt, «Revue d’histoire litteraire de la France», P.

, 1919; Marsan J., Le melodrame et Guilbert de Pixerecourt, «Revue d’histoire litteraire de la France», VII, Paris, 1900, p. 196-220; Lacey A., Guilbert de Pixerecourt and the French romantic drama, Toronto, 1928. также библиографию к ст. Мелодрама. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины