Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - плавильщиков

Плавильщиков

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812) драматург и актер. Родился в Москве, в купеческой семье, окончил гимназию и университет. Увлекался студенческими спектаклями и по окончании курса ушел на сцену. До самой смерти играл первые роли в петербургской и московской драматических труппах; в своей игре совмещал принципы классицизма и сентиментализма. Плавильщиков был также инспектором СПБ театра, заведывал двумя частными помещичьими театрами, занимался педагогической деятельностью (в Академии художеств, 1-м кадетском корпусе и др.). Писать начал с 1783 (комедия «Дружество»); всего им написано 3 трагедии, 2 драмы, 6 комедий и статьи по театру.В своей драматургии П. выражал идеологию торговой буржуазии конца XVIII и начала XIX вв., средних прослоек купечества, к-рое в то время начинало эмансипироваться от дворянской культуры и требовало народного искусства. В деле пропаганды самобытного театра П. явился прямым продолжателем Лукиана , подобно ему восставая против условностей классической трагедии, столь популярной в кругах дворянской аристократии.

От драматургов П. требовал национального сюжета («отечественность в театральном сочинении, кажется, должна быть первым предметом»), от комедии бытового содержания, естественной обрисовки персонажей («Хочу видеть крепостного своего слугу в его собственном виде»), считал необходимым показ демократических героев: «Куда девали вы купцов, приказных, мастеровых и все среднее состояние? Разве они недостойны театра?» «Непременное условие комедии язык, какой употребляется в разговорах общежития».

П. был против «личностей» в комедиях и смотрел на театр как на «общественную забаву, исправляющую нравы человеческие». Превознося русский язык, искусство, музыку, песни, П. в своем национализме доходил до крайностей, хотя сам еще находился в формальной зависимости от французских образцов. Но это не столько личный порок самого Плавильщикова, сколько характерная особенность литературы русской буржуазии, не способной к резкому политическому протесту против крепостнического режима.

В своих произведениях П. не забывал упоминать об экономических интересах купечества, страдавшего от иностранной конкуренции, о бытовом значении денег и т. п. Классовая оппозиция П. однако слаба, политическое свободомыслие отсутствует: монархи премудры, а помещики вместилище добродетелей. Из пьес П. лучшие «Бобыль» (1790) и «Сиделец» (1804); первая на темы крестьянской жизни, вторая из купеческого быта.

И по своим идеологическим тенденциям и по стилю своих произведений меткому, образному языку и обрисовке характеров П. является прямым предшественником Островского.

Библиография:

I. Сочинения, 4 части, Петербург, 1816.

II. Победоносцев П. В., Воспоминания о Плавильщикове, Москва, 1818; Макаров М.

Н., П. А. Плавильщиков, «Репертуар русского театра на 1841», (СПБ), кн. XI; Сиротинин А., Плавильщиков, актер и писатель прошлого века, «Исторический вестник», 1891, VIII; Фомин А., Старое в новом, Отголоски комедии XVIII в. в комедиях нашего времени, «Русская мысль», 1893, II; Варнеке Б. В., История русского театра, т. I, Казань, 1908; История русского театра, под редакцией В.

В. Каллаша и Н. Ефроса, т. I, М., 1914; Всеволодский-Гернгросс В. Н., История русского театра, том I, Москва, 1929; Сакулин П. Н., Русская литература, часть 2, Москва, 1929. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины