Литературная энциклопедия - плуг
Связанные словари
Плуг
Коляда) писали в своей декларации, что задача «П.» «...борьба с собственнической мещанской идеологией среди крестьянства и воспитание как своих членов, так и широких крестьянских масс в духе пролетарской революции, привлечение их к активному творчеству в этом направлении». Однако практика «Плуга» показала, что эта декларация для самого С.
Пилипенка, руководителя союза, была лишь прикрытием его контрреволюционной, националистической деятельности. Он организовал массовое привлечение в «П.» на огромной периферии его деятельности людей, ищущих в литературе отдушин для антисоветских, националистических выступлений. Компартия неоднократно предупреждала «П.», что его массовизм может быть использован классово враждебными элементами.
Но двурушник С. Пилипенко изощрялся в обмане партии, организационно направляя работу так, чтобы его деятельность на периферии была подведомственна ЦК «Плуга», партийные же органы на местах и в центре Пилипенко рассматривал лишь как «директивные» органы.В творческой деятельности членов «П.» имело место немало открытых и замаскированных выступлений за отрыв села от влияния города, протесты против ликвидации кулачества, против хлебозаготовок (Д. Гуменна), пасквили на комсомол (Ю. Будяек), протесты против социалистической реконструкции сельского хозяйства и выступления в защиту кулачества как класса (Д. Гуменна, Г.
Орлівна), апологетика махновщины (произведения самого лидера «П.» С. Пилипенко), яворщина в исторической тематике (С. Божко); все это оформлялось в развернутую программу контрреволюционной эсеровщины.Сам С. Пилипенко противопоставлял «П.» пролетарской литературе, борясь против основной организации пролетарской литературы ВУСПП и «Молодняка». В своих статьях он защищал тезис «о параллельности крестьянства как класса», отвергая руководящую роль пролетариата в революции. Полемизируя с Хвильовым по узко организационному вопросу, он в то же время солидаризировался с ним и с его националистической программой отрыва украинской культуры от русской социалистической культуры.Здоровые элементы коммунистов и комсомольцев все время боролись с руководством «П.». В результате этой борьбы выкристаллизовалась группа писателей (И. Кириленко, А. Дикий, П. Забила и др.), к-рая, порвав с «П.», влилась в инициативную группу по организации ВУСПП. Затем вторая группа комсомольцев в результате идеологических разногласий с «П.» покинула его ряды, организовавшись в «Молодняк» (П. Усенко, Кундзич и др.). Новая струя ударников, призванных в литературу из совхозов, оформилась внутри «П.» в творческую группу «Трактор» (Гавриленко, П. Рыбак, Дорошко, Кучер и др.) и систематически стала наносить удары руководству «П.», во главе к-рого продолжал стоять двурушник С. Пилипенко. Наконец после ликвидации «П.» здоровые творческие силы, развившиеся под непосредственным влиянием пролетарской критики (А. Головко, А. Панив и др.), объединились вместе со всеми советскими писателями вокруг Оргкомитета.В своей творческой работе Оргкомитет Союза советских писателей УССР обеспечил развитие колхозной тематики в творчестве советских писателей, в результате чего появился ряд произведений, освещающих руководящую роль пролетариата в социалистической реконструкции сельского хозяйства, в ликвидации кулачества, в массовой коллективизации, ряд художественных произведений о росте нового человека в колхозах и совхозах. .