ПНИН Иван
Петрович (1773-1805) поэт и публицист. «Незаконный» сын крупного крепостника кн. Н. В. Репнина (отсюда фамилия
Пнин, усеченная Репнин), П. получил хорошее для своего времени
образование в московском университетском благородном пансионе и в Артиллерийском инженерном кадетском корпусе. Был на военной службе, потом перешел на положение мелкого гражданского чиновника. Литературная деятельность П. началась довольно рано,
но систематический характер она приобрела только в конце 90-х гг. П. этого времени поэт широкого диапазона как в смысле богатства жанров (ода, другие лирические стихи, басни), так и тематики от философских размышлений до эротики. В своих философских и публицистических стихотворениях
Пнин выступал последователем французского материализма XVIII века, в частности Гольбаха, сторонником политического равенства, хотя и осуществляемого нереволюционными методами. Эта идеология политического радикализма, гораздо менее четкого, чем у Радищева, под влиянием к-рого она складывалась, была характерна для целой группы дворянской интеллигенции конца XVIII века, шедшей навстречу капиталистическому развитию страны.Первый выход Пнина на широкое публицистическое поприще был осуществлен им в основанном в 1798 совместно с его другом и единомышленником А. Ф. Бестужевым (отцом четырех декабристов) «Санктпетербургском журнале».Расцвет лит-ой деятельности Пнина относится к первым годам XIX в., когда молодые радищевцы активно выступали на государственной службе и в литературе, особенно в возникшем в 1801 «Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств», председателем к-рого П. был в 1805. К этому периоду относятся важнейшие оды П. «Человек», «Бог», «На правосудие» и др. и основные его публицистические произведения «Вопль невинности, отвергаемой законами» (1803; опубликовано впервые в «Историческом вестнике», 1889, № 1) и «Опыт о просвещении относительно к России» (СПБ, 1804). В «Опыте» П. выступил непримиримым врагом крепостного права, для борьбы с которым он нашел сильные и страстные выражения. Это послужило основанием запрещения «Опыта» к повторному изданию. В ряде других вопросов это важнейшее произведение П. лойяльно
по отношению к царской власти: «Просвещение в настоящем смысле приемлемое, писал П., состоит в том, когда каждый член общества, в каком бы звании он ни находился, совершенно знает и исполняет свои должности, т. е. когда начальство с своей стороны свято исполняет обязанности вверенной ему власти, а нижнего разряда люди ненарушимо исполняют обязанности своего повиновения». «Вопль невинности» протест против бедственного положения «незаконнорожденного» было точно так же произведением большой социальной остроты, хотя оно касалось и частного факта. Нельзя переоценивать радикализм этих сочинений П., как это делала либеральная историография, но прогрессивный их характер совершенно бесспорен.Поэзия П., несмотря на всю связь ее с «витийственной» поэзией классицизма, несет в себе элементы ее разрушения. Содержание его стихов, в особенности од, часто противопоставлено классической и сентиментальной литературе. Такова напр. явно направленная против державинской оды «Бог»
ода П. «Человек», где утверждается право человека быть свободным, а не рабом.Тематика од П. вообще очень характерна. Оды посвящены высоким философским и политическим вопросам: «Человек», «Бог», «Правосудие», «Время», «Слава» и пр. П. являлся последовательным сторонником идейной поэзии. Принципиальное значение ее П. обосновывал в «Послании к некоторым писателям», где писал, что «цель полезная» оправдывает даже сочинение, к-рое «слишком худо написано». В отношении жанровом и языковом П. в противовес господствовавшей сентиментальной литературе преимущественно опирался на гражданскую лирику классицизма, деформируя ее в соответствии с содержанием своего творчества в сторону агитационной выразительности. П. в своей поэтической деятельности был не одинок. Его творчеству созвучно творчество целого ряда поэтов членов упомянутого «Вольного общества» Востокова, Григорьева, Борна и др.Идейное содержание поэзии П. делает его наряду с другими писателями «Вольного общества» литературным продолжателем дела Радищева, учеником к-рого П. был и в общественной своей деятельности, и предшественником последующей гражданской поэзии декабристов Рылеева, Раевского и др.
Библиография: I. Сочинения. Вступ. статья и ред. И. К. Луппола, подгот. к печати и комментарии В. Н. Орлова, М., 1934 (здесь же библиография); Поэты-радищевцы. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, ред. и комментарии Вл. Орлова, (Л.), 1935 (Биб-ка поэта, под ред. М. Горького).
II. Прытков Н. Л., И. П. Пнин и его литературная деятельность, «Древняя и новая Россия», ч. 3, 1878, № 9; Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по русской литературе и просвещению, т. I, СПБ, 1889, стр. 430-434 и 520; Петухов Е. В., И. П. Пнин и его «Вопль невинности», «Исторический вестник», 1889, № 7; Бурцев А. Е., Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг, т. IV, СПБ, 1901 (перепеч. «Опыта о просвещении относительно к России»); Каллаш В., «Друг истины» (Памяти И. П. Пнина), «Русская мысль», 1905, № 9; Его же, Памяти И. П. Пнина, «Русские ведомости», 1905, № 253; Модзалевский Б. Л., И. П. Пнин, «Русский биографический словарь», т. Плавильщиков Примо, СПБ, 1905; Даденков Н., И. П. Пнин, Опыт его биографии и обзор литературной деятельности, «Известия Историко-филологического института кн. Безбородко в Нежине», т. XXVI (1912); Поляков А. С., Пушкин и Пнин, «Пушкин и его современники», вып. XVII-XVIII, СПБ, 1913; Семенников В. П., Радищев, Очерки и исследования, П., 1923; Луппол И. К., Русский гольбахианец конца XVIII в., «Под знаменем марксизма», 1925, № 3; Филиппов А., И. П. Пнин и его непропущенный цензурою «Опыт о просвещении относительно к России», «Известия по русскому языку и словесности Академии Наук СССР», 1929, том II, книга II.
III. Пиксанов Н. К., Дна века русской литературы, изд. 2, М., (1924), стр. 63-64; Библиографический указатель литературы о Пнине, Сочин., М., 1934, стр. 305-309.