Литературная энциклопедия - полициано
Связанные словари
Полициано
Энциклопедическое образование позволило П. стать профессором латинской и греческой литературы во Флоренции (1480-1494); его содержательные и яркие лекции привлекали избранную аудиторию. Выдающимся памятником филологической критики того времени является сборник филологических заметок П. «Miscellanea» (Смесь, 1489). Тонким знатоком классических памятников, талантливым критиком проявил себя П.
также в своих «Praelectiones» (Вступления, 1480-1486), представляющих собой собрание вступительных лекций Полициано к комментированным им античным писателям; некоторые из этих «Вступлений», написанные гекзаметром, известны под названием «Silvae» (Леса) в силу сходства с одноименным произведением Стация. В описаниях обычаев и суеверий горожан, в удачных картинах природы во всей силе сказался реализм П. (стихотворные «Вступления» к сельским поэмам Гесиода и Вергилия «Rusticus» (1483) и о значении поэзии «Nutricia» (1486)). Флорентийская тирания в лице Медичи нуждалась в талантливых поэтах для поддержания блеска двора и создания образцовых произведений, лишенных всякой политической тенденциозности, нежелательной для правительства. П. был как нельзя более пригоден для осуществления этих задач; по природе падкий до наживы, он не раз обращался в стихах за помощью, доходя до прямого попрошайничества в своих стремлениях получить более выгодные бенефиции. Лоренцо Великолепный, зная слабость клирика-поэта, удовлетворял его просьбы. Не без участия Медичи П. получил предложение написать пьесу об Орфее («La favola di Orfeo», напис. 1471, изд. 1494) для придворного спектакля в Мантуе. П. использует старую форму духовной мистерии (традиционный пролог, октава, отсутствие деления на акты, несменяемость декорации при многопланной сценической конструкции и пр.), изменяя эту форму для передачи чисто ренессансного языческого содержания. Античные образы сменяют в «Сказании об Орфее» привычный круг действующих лиц мистерии. Художественная отделка произведения отличается большой тонкостью и изяществом. «Сказание об Орфее» знаменует начало итальянской «ученой» комедии. Наиболее совершенное поэтическое произведение Полициано поэма «Stanze per la giostra» (Стансы для турнира), написанная с целью прославления турнира, устроенного в 1475 Джулиано Медичи (брат Лоренцо) в честь своей возлюбленной. Поэма осталась незаконченной написано 125 октав первой книги и 46 второй.В этой поэме, не свободной от влияния латинских поэтов и особенно Клавдиана, П. дал законченный образец придворной поэзии со свойственной ей бессодержательностью, изысканным стилем и звучностью стиха. В «Стансах» звучат мотивы «золотого века», «возвращения к природе», столь популярные в позднейшей европейской литературе. Наряду с интересом к античной литературе Полициано характеризует и повышенный интерес к народной итальянской поэзии (ср.
Лоренцо Медичи, см.), в духе которой им написан ряд превосходных лирических стихотворений.Образцом прозы П. служат его письма и дневник. Цицероновский стиль его писем живо сочетается с непринужденностью и остроумием.Библиография:I. Opera, Venezia, 1498, Р., 1512, Basel, 1554; A. Poliziano’s Tagebuch (1477-1479), hrsg. v. A. Wesselski, Jena, 1929; Сказание об Орфее, перев. С. В. Шервинского, ред. и комментарии А. К. Дживелегова, изд. «Academia», M.-Л., (1933).
II. Mahly J., Angelus Politianus, Lpz., 1864; Micheli Р., La vita e le opere di A. Poliziano, Livorno, 1916; Rho E., La lirica di A. Poliziano, Torino, 1923; Vaccarelle G., Poliziano, Torino, 1925; Розанов М. Н., Анджело Полициано, вступ. ст. к указ. выше русскому переводу; Дживелегов А. К., «Орфей» в литературе и на сцене, там же. .