Литературная энциклопедия - потье
Связанные словари
Потье
К этой эпохе относится его «Propagande des chansons» (Пропаганда песен), где он развивает свою поэтическую программу народно-революционного шансонье-пропагандиста, в задачи которого входит не только звать в бой рабочий класс, но и пробуждать от спячки мелкую буржуазию. Отрезвление от февральских демократических иллюзий нашло место в «Buveurs du sang» (Кровопийцы), «Vieille maison a demolir» (Старый дом на слом) и др.
песнях, в к-рых еще с большей силой, чем в эпоху предреволюционного кризиса, звучат мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания. Песня «Enfantement Juin 1848» (Роды июнь 1848) пламенный призыв к Июньскому рабочему восстанию. Но вслед за нею траурная песнь «Juin 1848» (Июнь 1848), вызванная кровавым подавлением рабочего восстания, является срывом П.
в мрачный пессимизм, в котором прорывается однако ненависть к победителям, стимулирующая волю к борьбе. Однако и в эту пору, как и долго спустя, П. все еще не осознает себя именно пролетарским поэтом: он остается певцом трудовой бедноты вообще. В поисках классового места в литературе П. в песне «Quel est le Fou?» (Кто безумец?) как бы старается оправдать свое идеологическое «отщепенство».
После Декабрьского переворота 1851 он выступил с песней «Qui la vengera?» (Кто отомстит за нее?) против Луи-Наполеона не как против лютого врага рабочего класса, а прежде всего как палача Второй республики, хотя эта самая буржуазно-демократическая республика Июньским расстрелом рабочих и расчистила путь диктатуре Луи-Наполеона: так живучи были якобинско-республиканские традиции и иллюзии французского мелкоремесленного пролетариата в его литературном представителе П.
При Второй империи благодаря некоторому промышленному оживлению временами притуплялся классовый инстинкт довольно значительных слоев французского пролетариата, а с ними и П., что отразилось в его «Exposition» (Выставка, 1861), где он призывает сильных и слабых стереть следы их вражды. Но в других произведениях Потье рисует, какой ценой покупается это показное «благополучие».
В гневных памфлетах П. изображает корыстность буржуазии, ее экономики и культуры, тем самым способствуя изживанию иллюзий сотрудничества классов.В эпоху острого политического кризиса, приведшего к Франко-прусской войне, складываются революционно-социалистические убеждения Потье. В 1870, вместе с организованным им синдикатом тканеразрисовщиков, он вступил во французскую секцию Интернационала.
Он был среди подписавших обращение к германским социалистам против войны. Избранный делегатом в ЦК Национальной гвардии, П. явился одним из тех, кто подготовил провозглашение Коммуны. Членом Коммуны он был избран на дополнительных выборах в апреле 1871. В Коммуне П. принял участие в ряде ее социальных мероприятий. Революционное строительство Коммуны имело огромное влияние на рост его революционно-пролетарского сознания.55 лет от роду Потье дрался за Коммуну на последних ее баррикадах.Скрываясь в Париже после разгрома Коммуны, П. в июне 1871 написал «Интернационал» (L’internationale) одно из величайших в истории произведений социальной поэзии. Этому произведению, благодаря его высокому революционному пафосу и заостренности его строф лозунгами, созвучными положениям «Коммунистического манифеста», суждено было стать уже после смерти П.
международным революционно-пролетарским и после Октябрьской революции советским гимном.В июле 1871 П. принужден был бежать в Англию. Здесь он написал песню-поэму «Jean Lebras» (Жан-Рабочие руки), в к-рой описал безрадостный жизненный путь рабочего.В 1873 нужда заставила П. перекочевать в Америку где он продолжал принимать участие в рабочем движении.
По случаю объединения в 1876 различных рабочих социалистических, в частности эмигрантских групп в Америке в Рабочую партию он посвятил последней стихотворный адрес под тем же названием, ярко вскрывая в памфлетной форме острого диалога между Сейфом (капитализмом) и Рабочей партией социальные противоречия капиталистического общества и лицемерие буржуазии.Еще ярче его поэтический адрес от имени трудящихся Америки трудящимся Франции, под английским заголовком «The Workingmen of America to the Workingmen of France» (Рабочие Америки рабочим Франции), изд. в 1876 отдельной брошюрой по случаю приезда французской рабочей делегации на всемирную выставку в Филадельфии. В этом остром памфлете Потье «выставляет» то скрытое от глаз посетителей буржуазных «всемирных выставок» сырье, продуктами к-рого являются их замечательные экспонаты; это «сырье» оборотная сторона капиталистического «просперити»: нажим на зарплату, эскплоатация женского и детского труда, борьба за рынки и монополии, милитаризм и войны, податной гнет, полицейщина, бюрократизм, классовая юстиция и поповщина, шантаж, реклама и продажная печать, кризисы, обнищание рабочего класса.
В эту же эпоху П. написал поэму «La Commune de Paris», к-рая может служить блестящей художественно-литературной иллюстрацией к «Гражданской войне» Маркса, признанием ошибок Коммуны и особенно незабываемой картиной кровавого торжества «версальской» буржуазии.В 1880 Потье, по общей амнистии коммунаров, возвратился во Францию разбитый параличом.
Здесь он примкнул к только что образованной под руководством Гэда Рабочей партии. На его политических песнях 1880-1881, совпавших с первыми избирательными кампаниями Рабочей партии, отразилась идейная и организационная неоформленность последней в начальный период ее существования. К последним годам жизни Потье относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочего класса и критике буржуазного общества и вобравших в себя весь накопленный поэтом огромный жизненный и исторический опыт. В 1880 он написал свою замечательную песнь-поэму «Jean Misere» (Жан-бедняк), превратив старинный образ Горемыки французской лубочно-ремесленной литературы в чеканный профиль рабочего-коммунара.Кризис перепроизводства в первой половине 80-х гг. отражен П. в сонетах «L’abondance» (Изобилие, 1881) и «L’engorgement» (Закупорка, 1884) и в стихотворении «La crise» (Кризис, 1885). С замечательной силой П. рисует классовые бои в «Les affameurs» (Голодоморы локаут в Рубэ в 1882) и «La greve» (Стачка историческая Анзенская забастовка 1886).В выдающихся песнях-поэмах «La veuve du carrier» (Вдова каменолома, 1882) и «Les nids» (Гнезда, 1887) П.
описывает печальную участь семьи погибшего рабочего и тяжелую долю батрачки и посвящает предсмертные стихи и песни пролетарским детям («Le petit va-nu-pieds» (Босоногий малыш) и «Souliers qui prennent l’eau» (Башмаки, которые набирают воду, 1887)).Вместе с тем до самой смерти П. остается преимущественно певцом Коммуны. В сонете «Triomphe de l’ordre» (Триумф порядка, 1880) он бросает вызов палачам Коммуны.
«La Commune a passe par la» (Здесь прошла Коммуна, 1885) и «Elle n’est pas morte» (Она не умерла, 1886) являются одними из лучших исторических песен о Коммуне.В 1884 были изданы сборник сонетов П. «Poesie d economie sociale» и сборник его песен «Quel est le fou?» (Кто безумец?). В 1887, за несколько месяцев до смерти П., его товарищами по Коммуне был издан его сборник «Chants revolutionnaires» (Революционные песни), в к-рый вошел «Интернационал».
Кроме того литературное наследие П. рассыпано по различным социалистическим журналам и сборникам. Многое осталось однако неопубликованным.
Библиография:I. Poesie d’economie sociale, P., 1884; Quel est le Fou? Avec pref. de G. Nadaud, P., 1884; Chants revolutionnaires, pref. de H. Rochefort, P., 1887; ibid., pref. de J. l’Allemane, J. Jaures, E. Vaillant, notice de J. Valles, P., s. a.; The Workingmen Party, 1876; The Workingmen of America to the Workingmen of France, 1876; La commune de Paris, 18 Mars, San Francisco, 1877; Almanach Eugene Pottier, publie par E.
Museux, P., 1912 (ряд посмертных произведений). Русские переводы: Потье Эжен, Песни, переводы и вступ. ст. Л. Гатова, ГИХЛ, М.-Л., 1932 (20 произв.). Немецкие переводы: Mehring W., Pottier und Clement, Franzosische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune, ubertragen und eingeleitet, Berlin, 1924. «Интернационал» Потье переведен на множество языков, особенно народов СССР; на русском языке впервые (неполно) переведен в «Листках жизни», 1902, № 8 (Лондон).
II. Критико-библиографические сочинения о Потье: Museux E., Eugene Pottier et son Ouvre, P., 1898; Его же, Eugene Pottier ст. в «Almanach Pottier», P., 1912; Argyriades P., Le poete socialiste Eugene Pottier, P., 1888; Bellot E. Poetes et chansonniers socialistes, P., 1892; Malon B. Eugene Pottier, «Revue socialiste», 1887, dec.; Livet A. La chanson rouge au 19-me siecle, «Revue socialiste» 1902; Zevaes A., L’internationale, ses auteurs, son histoire, «Monde», 1929, 27/IV (русский перевод этой статьи Зеваэс А., Интернационал и его авторы, «Сов. музыка», 1933, № 2); Nadaud G., Preface к сб. Потье «Quel est le Fou?»; Rochefort H., Preface к 1-му изд. сб. Потье «Chants revolutionnaires»; Allemane J., Jaures J. et Vaillant E., Preface ко 2-му изд. «Chants revolutionnaires»; Valles J., La poesie populaire («Cri du peuple», 1883, 29/XI), перепечатано в повторном издании «Chants revolutionnaires» и в кн. Valles J., Des Mots, P., 1920; Гатов Ал., Солдат и поэт революции, вступ. ст. к «Песням» Потье, М.-Л., 1932; Его же, Пропаганда песен, М.-Л., 1931 (гл. «Эжен Потье»); Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма, изд. 3, П., 1923 (гл. «Эжен Потье»); Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1919, стр. 20-23. .