Литературная энциклопедия - поучение
Связанные словари
Поучение
Из панегиристов и символизаторов известны Иларион («Слово о законе и благодати», ок. 1050), Кирилл Туровский епископ XII-XIII вв., составитель «слов» на праздники и «притч», так же как «слов», насыщенных символикой, иногда иносказательно-полемических; как ученый истолкователь писания, присоединивший к своей экзегезе и светскую мудрость Гомера, Платона и Аристотеля, в XII в.
славился митрополит Климент Смолятич. От представителей безыскусственной практической проповеди сохранились П. Луки Жидяты, Ильи (новгородских епископов XI и XII вв.) и киево-печерского игумена Феодосия (до 1073), дающие ценный бытовой материал вплоть до упоминаний об игре в бабки. В монгольский период к этой манере проповеди примыкают напр.П. с именем Моисея (вероятно тоже новгородского архиепископа XIV в.) «О ротах и о клятвах», «О безвременном пьянстве»; до некоторой степени слияние обеих манер поучения дает во второй половине XIII в. владимиро-суздальский епископ Серапион. Масса анонимных П. с течением времени (конец XIV и XV вв.) входит в сборники церковного и домашнего чтения: «Пролог», «Измарагд», «Златоустник» и др.
Небольшая их часть может быть выделена по своему антииерархическому тону и содержанию. Таковы: переделки в проповедь «Епистолии о неделе» (XV-XVI вв.), «Слово о лживых учителях» (XIV в.), которое несомненно связано с движением псковско-новгородских сектантов «стригольников». В этом «Слове», позже использованном старообрядцами, оспаривается кастовый характер духовенства.
Еще социальнее насыщен тот же протест в XVI в. в учении беглого холопа Феодосия Косого (ок. 1552), к-рый обвинял духовенство в том, что оно учит «земских властей бояться и дани даяти им» (т. е. платить налог).Консервативное вообще, проповедничество поповской массы подавлено компиляцией и чтением по готовому, о чем для XVI в. упоминает в своем мемуаре Гейденштейн.
Наиболее яркий автор эпохи митрополит Даниил (1522-1539) с его бытовыми картинками московского позднефеодального общества, оригинальным, вульгаризующим стиль П. языком. Частичный сдвиг П. создан во второй половине XVII в. расколом. В «Беседах» начинателя нового просторечного стиля П., протопопа Аввакума, возобладал протест личности, не считающейся с традицией.Библиография:Общей монографии о русском П. как жанре нет. Библиографию отдельных вопросов по авторам и эпохам см. в пособиях: Шляпкин И. А., История русской словесности (Программа университетского курса), изд. 2, П., 1915; Виноградов В., Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума, ст. в сб. «Русская речь», П., 1923, I. .