Литературная энциклопедия - прозаизм
Связанные словари
Прозаизм
Это учение стремится стабилизовать словарь поэзии и оградить его от вторжения элементов языка иной социально-исторической среды, иной стилистической направленности, нарушающих установленную эмоциональную и социальную тональность целого. Устранение П. из речи поэтической осуществляется в лит-ой практике этих направлений путем замены слов деловой и научной речи:а) архаизмами и вообще более общими выражениями, лишенными характерного оттенка профессиональной или технической терминологии;б) перифразами .
Так, Жуковский («Певец во стане русских воинов») вооружает генералов 1812 щитами, мечами, стрелами, тщательно избегал упоминания о более современных орудиях боя как П., свойственного лишь военным реляциям. Здесь практика поэтического языка вполне совпадает с теорией, осуждавшей современные военные термины как П. «Весьма было бы смешно в похвальном слове какому-нибудь полководцу вместо: Герой! вселенная тебе дивится , сказать: Ваше превосходительство, вселенная Вам удивляется » (А. Шишков).Борьба за введение П. в язык поэзии во многом совпадает с борьбой за введение «вульгаризмов», как борьба за сближение языка письменного с разговорной речью.Так, в истории русского литературного языка за П., против перифрастического стиля выступает Пушкин, осмеивая выражения вроде: «Сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном», и обосновывая допустимость П.: «Эта молодая актриса». С отказом от учения о высоком и низком стилях исчезает и понятие «П.».В литературном языке XIX-XX веков вопрос о П.
ставится в ином плане как вопрос о сближении поэзии с научно-технической и публицистической прозой, т. е. о сближении жанров письменной же речи. Здесь формы борьбы за П. тесно связаны с теорией и практикой различных направлений так наз. «научной» и вообще урбанистической поэзии. Действительно наличие специфического оттенка в семантике научно-технических и т.
п. терминов заставляет выдвигать вопрос о введении их в язык поэзии вопрос, в разрешении к-рого до настоящего времени не существует единства в теории различных поэтических направлений и к-рый может разрешаться всякий раз, лишь исходя из конкретной поэтической практики. Так, введение в лирические пьесы Маяковского, Безыменского, Сельвинского, Асеева и многих других современных советских поэтов научно-технических и т. п. терминов отнюдь не воспринимается читателем как П. Лексика, Стилистика. .