Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - раскольников

Раскольников

РАСКОЛЬНИКОВ Федор Федорович (псевдоним Ильина, 1892-) советский писатель и журналист. Происходит из семьи духовного звания. Член ВКП(б) с 1910. С 1911-1914 работал в партийной прессе. Во время войны 1914 во флоте. После Февральской революции руководил кронштадтской газетой «Голос правды», был председателем Кронштадтского совета.

В октябрьские дни участник боев под Пулковым. После Октября комиссар морского генерального штаба, замнаркоммора, командующий волжской флотилией, член РВС восточного фронта. В 1919 участник взятия Казани, командующий Каспийской флотилией. В 1920 командующий Балтфлотом. С 1921-1923 полпред в Афганистане. С 1924-1930 редактировал журнал «Красная новь», был членом коллегии Наркомпроса и начальником Главискусства.

С 1930-1934 на дипломатической работе. Награжден двумя орденами Красного знамени.Внимание Р.-писателя сосредоточивается гл. обр. на исторически-значительных событиях общественной жизни. Он пишет трагедию «Робеспьер» (1930), трагедию мелкобуржуазной революционности, вступившей в конфликт как с потребностями упрочивающей свое господство крупной буржуазии, так и с потребностями пролетарских трудящихся масс.

Позднее дает серию очерков-рассказов под общим заглавием «Рассказы мичмана Ильина» (1934), в которых воспроизводит яркие страницы недавнего прошлого разгон учредительного собрания, гибель черноморского флота, продвижение и действия каспийской флотилии и т. п. события, участником которых был он сам, «мичман Ильин». Широта политического и исторического диапазона писателя делает произведения его глубоко содержательными.

Однако Р. недостает живости и реалистичности изображения. В трагедии «Робеспьер» главный герой трагедии Робеспьер, так же как и его ближайший соратник Сен-Жюст, не получил реалистич. разработки. В «Рассказах мичмана Ильина» Р. излишне лаконичен, дает подчас протокольную запись событий и не всегда раскрывает причинную обусловленность совершившегося.

Так, в рассказе о гибели черноморского флота не раскрывается историческая необходимость этого акта. Рассказы Раскольникова фрагментарны и могут служить источником для создания широких эпических и драматич. полотен. Р. произведена переработка романа Толстого «Воскресение» для сцены (поставлена в МХАТ им. Горького). Стремясь не отступать от текста романа, Р.

создал пьесу, распадающуюся на ряд эпизодов, скрепленных ролью ведущего.

Библиография:

I. Робеспьер, Социальная трагедия в 4 д. и 6 карт., «Красная новь», 1930, I; То же, отд. изд.; Робеспьер, ГИХЛ, Ленинград Москва, 1931; Кронштадтцы. Из воспоминаний (1917), изд.

«Молодая гвардия», Москва, 1931; То же, 2 издание, Москва, 1932; Рассказы мичмана Ильина, изд. «Советская литература», Москва, 1934; Рассказы комфлота, издание Жургазобъединения, Москва, 1934.

II. Отзывы: Гунн, «На литературном посту», 1930, VII (о «Робеспьере»); Нанич Р., «Искусство», 1929, I-II (о пьесе «Воскресение»); Полякова М., «Новый мир», 1934, II; Красноставский М.

, «Знамя», 1934, V; Вишневский Вс., «Художественная литература», 1934, V; Буднев В., «Литературная газета», 1934, 12 марта; Курт Леонид, газ. «Красная звезда», 1934, 2 авг., и др. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины