Литературная энциклопедия - ренье а.
Связанные словари
Ренье а.
В предисловии к первому сборнику своих стихов «Les lendemains» (На завтра, 1885) Р. определяет свою задачу как «воскрешение прошлого, увековечение его мимолетных минут». Р. широко усвоил восходящую к Бодлеру идею «соответствий», существующих между вещами или рядами явлений жизни и природы. Но соответствия эти не имеют для него «таинственного» смысла и не уводят в какой-то «запредельный» мир, а имеют чувственно-материальный характер.
С 1900 Р. все более переходит к прозе. За самыми ранними рассказами его, выдержанными еще в символической манере и вошедшими в сборник «La canne de jaspe» (Яшмовая трость, 1897), последовал ряд романов. Вся поэзия Ренье, как и позднейшая его проза, проникнута ретроспективным эстетизмом и гедонизмом, окрашенным «сладкой меланхолией».В своих произведениях Р. выступает как импрессионист с крайне незначительными элементами реализма. Основная тема его любовь, для к-рой окружающая обстановка служит лишь декоративным и создающим настроение фоном. Герои Р. обычно весьма состоятельные, праздные люди, часто без всякой профессии, все заботы и стремления к-рых относятся к области сердечных переживаний, подробнейшим образом анализируемых Ренье при полном отрыве их от окружающей жизненной обстановки.
Холодный наблюдатель игры страстей в человеческом сердце, он считает, что назначение человека в том, чтобы наслаждаться мимолетными чувственными радостями жизни грезить, любить, страдать и гибнуть, не задаваясь вопросом о причинах и смысле происходящего с ним. Его герои целиком отдаются пассивному созерцанию и самоанализу. Этот последовательный аморализм (связанный с эпикурейской безрелигиозностью) и фатализм выражаются в полном обходе Ренье всяких социальных и нравственных проблем.
Цель искусства для Р. занимательность и развлечение. Он достигает этого не сложной фабулой или живым действием, а психологическими тонкостями, «причудливым» и «своеобразным». Поэтому он чрезвычайно любит изображать всякого рода чудаков и маниаков. Все изображаемое им крайне опоэтизировано: бытовые подробности обходятся, уродливое подается в плане пикантного гротеска, эротика (иногда очень острая) «изящно завуалирована». Ренье выдающийся стилист, мастер характеристик и описаний. Но это искусство его, по указанным причинам, необыкновенно ограничено.Несмотря на показную аполитичность Р. и его равнодушие к общественным вопросам, классовые позиции его очевидны. Низшие классы общества у него совершенно не фигурируют.Он исполнен также «великолепного» презрения к буржуазному строю жизни и к «мещанской» психологии. Положительные образы его почти сплошь принадлежат к аристократии, ведущей паразитарное существование. Однако заключить из этого о чисто феодальной идеологии Ренье было бы неправильно. В группе своих исторических романов, посвященных французским XVII и XVIII вв.
(эпоха, отлично изученная Р.), он ярко вскрывает все гнетущее беззаконие и бесчеловечность старого режима «Le bon plaisir» (По прихоти короля, 1902), «Les rencontres de M. de Breot» (Встречи г-на де Брео, 1904), «La pecheresse» (Грешница, 1920). A в романах из современной жизни у него часто изображены в комическом или прямо отталкивающем виде старые аристократические замашки, смешные в наше время «Les vacances d’un jeune homme sage» (Каникулы скромного молодого человека, 1903), «Le mariage de minuit» (Полуночная свадьба, 1903), «Le divertissement provincial» (Провинциальное развлечение, 1925).Р. идеолог тех слоев буржуазии, к-рые, оторвавшись от жизни и чувствуя свою обреченность, ищут утешения в бесперспективном и индиферентном ко всему гедонизме.За последние 10 лет творчество Р. совершенно иссякло. Им было выпущено лишь несколько книжек импрессионистических и довольно бесцветных характеристик и воспоминаний («Nos rencontres», 1931, «De mon temps», 1933, и т.
д.).
Библиография:I. «Ouvres» Ренье выходят в 1913 в изд-ве «Mercure de France», в 1931 вышел 7-й т. «Ouvre romanesque», 1-re serie, 6 vv., вышло в 1929 в изд-ве «Trianon». Кроме указанного в тексте: Poemes anciens et romanesques, 1890; Les jeux rustiques et divins, 1897; Les medailles d’argile, 1900; Les amants singuliers, 1901; La double maitresse, 1900; La Cite des eaux, 1902; Le passe vivant, 1905; La sandale ailee, 1906; La peur de l’amour, 1907; Couleur du temps, 1909; Le miroir des heures, 1910; L’Amphisbene, 1912; Le plateau de laque, 1913; La Flambee, 1909 (русск.
перев.: Первая страсть, 1913); Romaine Mirmault, 1914; L’illusion heroique de Tito Bassi, 1916; Histoires incertaines, 1920; Proses datees, 1925; Baudelaire et «Les Fleurs du mal», 1925; L’escapade, 1926; Vues, 1926; L’Altona ou la vie venitienne, 1919-1924, 2 vv., 1928; Casanova chez Voltaire, 1929; Supplement aux lettres du president de Brosses, 1929; Le vrai bonheur ou les amantes de Stresa, 1929; Escales en Mediterranee, 1931; Lettres diverses et curieuses ecrites par plusieurs a l’un d’entre eux, 1933, и др.; Собр. сочин. под ред. М. Кузмина, А.
Смирнова и Ф. Сологуба, 19 тт., изд. «Academia», Л., 1924-1927 (только беллетристические произведения).II. Gourmont J., de, H. de Regnier et son Ouvre, P., 1908; Berton H., H. de Regnier, le poete et le romancier, P., 1910; Honnert R., H. de Regnier, P., 1923; Венгерова З., Литературные характеристики, кн. II, СПБ, 1905; Гурмон Р., Книга масок, СПБ, 1913; Грифцов Б., Последний поэт, «София», 1914, V; Волошин М., Анри де Ренье, в сб. «Лики творчества», кн. I, СПБ, 1914; Смирнов А. А., Анри де Ренье, романист и рассказчик, Л., 1926. .