Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - рейтер

Рейтер

РЕЙТЕР Фриц (Fritz Reuter, 1810-1874) немецкий писатель. Писал на нижненемецком диалекте. Р. в семье бургомистра. Учился на юридическом факультете в Ростоке. В 1831 перешел в Иенский университет.Во время преследований немецкой прогрессивной молодежи был арестован (1833), обвинен в государственной измене, приговорен к смертной казни, замененной заключением в крепости. В 1840 при всеобщей амнистии был освобожден. С 1840 по 1850 занимался сельским хозяйством, причем близко узнал крестьянский быт, описанный им позднее в его произведениях. В 1850 стал сельским учителем. В 1852 начал свою литературную деятельность юмористическими миниатюрами, шуточными историями и стихотворениями. Крупнейшие произведения Р. написаны в 1856-1863. Это «Kein Husung» (1858), «Ut de Franzosentid» (1860), «Hanni Nute» (1860), «Ut mine Festungstid» (1862) и начало «Ut mine Stromtid» (1862); в 1861 появляется сборник маленьких новелл «Shurr-Murr».Р. является представителем своеобразного областнического течения в немецкой литературе (Heimatskunst), одной из разновидностей немецкого реализма. Литература на диалектах отнюдь не выражает стремления отдельных областей Германии к обособлению, как может казаться с первого взгляда. Наоборот, областничество проникнуто стремлением к объединению Германии и удовлетворяет потребности в изучении объединяющейся страны во всем многообразии ее особенностей. Поскольку же оно развивается сверху, а не снизу в период реакции, когда буржуазия примирилась из страха перед пролетариатом с юнкерством, постольку эта областная литература еще усугубляет характерные черты немецкой буржуазной литературы той эпохи: ограниченность ее проблематики, чуждой постановке больших социально-политических вопросов.Среди «областников» Р. выгодно выделяется тем, что в известной мере хранит еще прогрессивные тенденции своей юности. Юмор Р. подчас переходит в сатиру, когда он изображает дворянство, его высокомерие и ханжество. Но ограниченность немецкого реализма той эпохи не могла не сказаться и на нем. Его сатира не поднимается до обобщений. Его дворяне прежде всего мекленбургские дворяне; круг его изображений чрезвычайно тесен: это жизнь данного провинциального города, а не немецкая жизнь, познанная на материале той или иной местности в ее типических особенностях.Чем больше развертывается творчество Р., тем больше элементы сатиры его первых «шуточных историй» уступают место все примиряющему юмору. Иногда лишь прорываются нотки протеста против наглости торжествующей реакции.Значение Р. как художника характеризуется тем, что он создал буржуазный роман на нижненемецком наречии.

Библиография:

I. Samtliche Werke, 13 Bde, Wismar, 1863-1868; Dazu, Bde 14 u. 15, «Nachgelassene Schriften», hrsg. v. A. Wilbrandt, 1874-1875.

II. Mehring F., Fritz Reuter, в его кн. «Zur Literaturgeschichte v. Hebbel bis Gorki», Berlin, 1930; Ebert H., Fritz Reuter, Gustrow, 1874; Gaedertz K., Fritz Reuter-Studien, Wismar, 1890; Raatz G., Wahrheit und Dichtung in Fritz Reuters Werken, Wismar, 1895; Romer A., Fritz Reuter in seinem Leben und Schaffen, Berlin, 1896; Seelmann W., Reuterforschungen, Nord., 1910; Muller C.

F., Reuter-Lexikon, Lpz., 1922; Reuter-Bibliographie, im «Jahrbuch des Vereins fur niederdeutsch. Sprachforschung», Nord., 1896 u. 1902. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины