Литературная энциклопедия - резник
Связанные словари
Резник
В 1929, после распада группы, Резник выступил с резкой критикой ее установок в целом и своих ошибок в частности.На первом этапе своего поэтического творчества (1919-1924) Резник яркий представитель символистского течения в послеоктябрьской еврейской поэзии. В холодно-изысканных, сугубо-символистских библейских образах Р.
отражал внутреннюю растерянность еврейской мелкой буржуазии в первые годы революции, ее скорбь и бессилие. Видный советский педагог, Р. сознавал великую созидательную силу новой пролетарской культуры, но воспитанный на старой еврейской культуре, поэт в ранний период своего творчества не смог отрешиться от мелкобуржуазно-индивидуалистического, а иногда и националистического восприятия революционных событий.Его начальный путь путь индивидуалиста-скептика, все внимание которого обращено на гибель старого, скептика, меланхолично созерцающего свою отрешенность от революционной борьбы. Особенно ярко выражены настроения безвыходности и обреченности в поэме «Гулкие ночи» (1922). Однако под влиянием успехов социалистической реконструкции Р.
начал постепенно приближаться к действительности.С 1925 в творчестве Р. намечается перелом. Он пишет прекрасные поэмы «Броневик», «Гроза» (о захвате Киева красными войсками), стихи о пионерах и комсомольцах («Олимпиада»), о путешествии по Кавказу и Поволжью, о Москве, о Ленине, о Красной армии. В этих произведениях, проникнутых глубокой любовью к новой строящейся советской жизни, Резник отчасти пользуется еще образами символистскими.
В пьесе «Восстание», написанной Резником в 1927 (в том же году поставлена московским Госетом), в образах полуреалистических, полусимволистских показана борьба колониального народа с империалистическими угнетателями. Эта пьеса при всех своих недостатках (отсутствие конкретного реального подхода, чрезмерная абстрактность) выявила несомненный драматургический талант Резника.В следующей пьесе «Последние» Р. уже дает реалистический показ мелкобуржуазной семьи в условиях реконструктивного периода. В 1933 шла с большим успехом в украинском и белорусском Госетах историческая пьеса Р. «Рекруты» о еврейском местечке в эпоху Николая I (литературная и сценическая обработка нескольких пьес еврейского классика XIX в.
Аксенфельда).Стихи Р. последнего времени (1930-1934), изредка появляющиеся в журналах, новая книга стихов «Ganz fri» (Рань, 1935) свидетельствуют о все большем творческом приближении этого своеобразного поэта, долго блуждавшего по ложным путям, к действительности страны, строящей социализм.Библиография:I. Стихи: In bleiche ufgangen (Бледные всходы), Киев, 1921; Samet (Бархат), Киев, 1922; Heim (Родина), Харьков, 1929. Пьеса: Ufstand (Восстание), Киев, 1928.
II. Литваков М., In umru, т. II, М., 1925; Бронштейн Я., Atake, Минск, 1931. .