РОПШИН В. (псевдоним Савинкова Бориса Викторовича, 1879-1925) писатель. Эсер, организатор ряда террористических покушений, участник и руководитель ряда восстаний против советской власти в
период гражданской войны. В 1924 при переходе через советскую границу был арестован. В 1925 покончил
жизнь самоубийством.Как писатель
Ропшин выступил в первые годы столыпинской реакции с романами из жизни террористов «Конь бледный» (СПБ, 1909, изд. 3, 1914), «То, чего не было» («Заветы», 1912, отдельное издание, Москва, 1914, изд. 3, 1918). Оба произведения отражают упадочнические и ренегатские настроения буржуазной интеллигенции. Разоблачение «тайн» подпольно-террористической деятельности, настроения скепсиса и неверия в
дело революции, переоценка былых революционных идеалов сообщили романам Р. характер сенсации и вызвали многочисленные отклики (см. протестующее письмо в редакцию журн. «Заветы» за подписью ряда видных эсеров
по поводу «То, чего не было»).Написанный в субъективно-импрессионистической манере,
роман «Конь бледный» в лице террориста Жоржа
Ропшин дает
образ одинокой, утратившей всякие социальные связи, деградирующей, упадочной личности. Поиски оправдания права на убийство, права «на кровь», столкновение индивидуалистически-ницшеанского своеволия с мистически окрашенными евангельскими идеалами образуют содержание обоих дореволюционных
романов. В «То, чего не было» Р. отходит от декадентского импрессионизма «Коня бледного», попадая под влияние Л.Толстого. Р. усваивает наиболее реакционные стороны толстовского творчества, его пассивистско-фаталистическое мировоззрение, доказывая бессмысленность какой бы то ни было осознанной революционной деятельности.Позднейшее произведение Р. «Конь вороной» (1924) изображает борющиеся против советской власти банды «зеленых». В форме дневника террориста Р. рисует предельную физическую и моральную депрессию, доходящую до цинизма внутреннюю опустошенность контрреволюции, одержимой неугасаемой бешеной ненавистью к пролетариату. Р. не осуждает своих героев, а пытается занять нейтральные позиции, оправдывая кровавую борьбу против России всепримиряющим националистским идеалом.
Библиография: I. Кроме указанного в тексте: Франция во время войны, 2чч., М., 1916-1917, Внутри круга. Очерки, «Русское богатство», 1909, VII; Из действующей армии, М., 1918; В тюрьме. Посмертный рассказ, предисл. А.В.Луначарского, М.,1921; Последние помещики. Посмертные рассказы, М., 1925; Посмертные статьи и письма, М., 1926; Воспоминания террориста, предисл. Ф.Кона, Харьков, 1926; Из рассказов о войне, «Красная новь», 1926, IV.
II. ВойтоловскийЛ.Н., «Конь бледный» В.Ропшина, «Киевская мысль», 1909, №48, 17 февр., Его же, Журнальное обозрение, там же, 1912, №№210 и 225, 31 июля и 15 авг., ЩеголевП., Протест против романа В.Ропшина, «Современник», 1912, XII; По поводу романа Ропшина. (Письмо в редакцию и ответ редакции), «Заветы», 1912, VIII; ПлехановГ., О том, что есть в романе «То, чего не было», «Современный мир», 1913, II (ср. ответ Плеханову ВойтоловскогоЛ.Н., «Киевская мысль», 1913, №65, 6 марта, КранихфельдаВ., «Современный мир», 1913, II); ШмидтВ., Безответственная публицистика (Ропшин. То, чего не было). «Северные записки», 1913, VIII; ВойтоловскийЛ.Н. То, чего не было и не могло быть, «Киевская мысль», 1913, №160, 12 июня. П.М., «Правда», 1924г., №249, 31 октября (О «Коне вороном»).
III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. Л., 1924; ВладиславлевИ.В. Литература великого десятилетия, т.I, М. Л., 1928.