Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - ростан

Ростан

РОСТАН Эдмонд (Edmond Rostand, 1868-1918) французский драматург и поэт. В 1890 дебютировал в литературе сборником стихов «Les musardises», не имевшим успеха. Настоящее свое место в литературе Р. нашел в драматургии. В 1894 была поставлена его комедия «Les romanesques» (Романтики), сразу составившая Р. литературное имя. Прочное место в театре Р. завоевал пьесой «La princesse lointaine» (Принцесса Греза, 1895), успеху к-рой особенно содействовала игра Сарры Бернар. В 1897 Ростан опубликовал «La Samaritaine» (Самаритянку). Зенита своей славы Р. достиг после постановки «Cyrano de Bergerac» (Сирано де Бержерак, декабрь 1897). В 1900 Р. дал «L’Aiglon» (Орленок), в 1910 «Chantecler» (Шантеклер). Свою литературную карьеру он закончил в качестве поэта книгой шовинистически-патриотических стихов, написанных в годы империалистической войны. Книга эта «Le vol de la Marseillaise» (Полет Марсельезы) вышла уже после смерти Р. (в 1919). В 1901 Р. был избран во Франц. академию.Во французской литературе Ростан является эпигоном романтической драмы. Но неоромантизм Ростана лишен той социальной насыщенности, которая отличает драму романтиков 30-40-х гг. Излюбленный герой Р. благородная и одаренная личность, не понятая окружающей средой и гибнущая в борьбе с ней. Героев своих Р. индивидуализирует только внешне, по существу же и Сирано, и Орленок, и Шантеклер являются носителями абстрактного понятия человеческого благородства. Такие же внешние, вызванные только требованиями сцены черты отличают друг от друга и персонажей, воплощающих косность, абстрактную неправду той среды, к-рая противостоит героям (Меттерних в «Орленке», граф де Гиш в «Сирано»). Герои Р. борются с отвлеченной пошлостью и лицемерием и обличают «неправду», даже отдаленно не задевая основ буржуазного общества: за все это Р. снискал широкую популярность среди буржуазной публики.Несомненными достоинствами театра Р. являются его сюжетность, интенсивность действия, выразительный диалог, неглубокое, но блестящее остроумие.

Библиография:

I. Ouvres completes illustrees, 5 vv., 1910-1911; Полное собр. сочин., в перев. Т.Щепкиной-Куперник, в 2тт., СПБ, 1914, и ряд пьес в отд. изд.

II. LemaitreJ., Impressions de theatre, t.IX, 1896; FilonA., De Dumas a Rostand, 1898; SarceyF., Quarante ans de theatre, t.VIII, 1901; ChestertonG.K., Twelve Types, L; 1903; MuggeO., E.Rostand als Dramatiker, Friedeberg, 1903; Rictus Jehan, Un bluff litteraire, Le cas E.Rostand, 1903; DoumicR., Le theatre nouveau, 1908; Ernest CharlesJ.

, Le theatre des poetes, 1910; FaguetE., La vie et l’Ouvre de Edmond Rostand, 1911; HarasztiJ., E.Rostand, 1913; KarsentyJ., E.Rostand, Marseille, 1919; BedierJ., Discours de reception a l’Academie francaise, 1921; SubervilleJ., E.Rostand, son theatre, son Ouvre posthume, 1921; LautierA. et KellerF., Edmond Rostand, 1924 (стр. 101-111: (библиография); PageD., E.Rostand et la legende napoleonienne dans l’Aiglon, 1928; RobertL., de, De Loti a Proust, Souvenirs et confidences, 1928; ApesteguyP., La vie profonde d’E.Rostand, 1929; GrieveJ.W., L’Ouvre dramatique d’Edmond Rostand, 1931; HaugmardL.

, E.Rostand, s. a. (с библиографией): НордауМ., Собр. Сочин., т.VI, Киев, 1902, Э.Ростан. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины