Литературная энциклопедия - румынская литература
Связанные словари
Румынская литература
1. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОГО ПЕРИОДА. Наиболее ранние произведения румынской письменности относятся к началу XVв. Это рукописи, известные под названиями воронецкая («Codicele VoroneЕЈean»), Скейский псалтырь («Psaltirea Scheieană») и «Codex Sturdsanus», представляющие собой переводы «Деяний апостолов» (Actele Apostolilor), псалтиря (Psaltirea) и Евангелия (Evanghelie), составленные якобы румынскими дьяконами, последователями движения гуситов.В XVIв., от 1561 до 1570, дьякон Корези (Coresi) напечатал румынские переводы Евангелий и составленное им «Толкование Евангелий» (Tilcul Evangeliilor), псалтиря и молитвенника «Molitfelnic». Помимо церковной литературы от XV и XVIвв. сохранились записи различных торговых сделок, обмена рабами между боярами, письма и т.д.В XVIIв. цомимо собственно церковной литературы на румынском яз., перевода Библии с греческого, псалтиря в рифмах («Psaltirea in versuri», 1673) и молитвенника (1679-1680) митрополита Дософтея (Dosofteiu, ум. 1711), а также церковно-популярной литературы («Семь тайн церкви Евстратия» (Evstratie şapte taine, 1645) и проповеди («Cazanie») митрополита Варлаама, 1643), появились печатные издания первых собраний законов и рукописи исторических хроник. В XVIIв. же появились и первые переводные литературные произведения, из коих наиболее популярна знаменитая «Александрия» (Alixăndria), представляющая собой фантастический роман о жизни и похождениях Александра Македонского, напечатанный впервые в 1620 и перепечатывавшийся вплоть до начала XIXв.XVIIв. в Дунайских княжествах был веком узаконения крепостничества и непрерывной междоусобной борьбы между князьями Молдавии и Мунтении (Валахии). Издания первых переводных собраний законов «Pravila», составленные монахом Михаилом Моксалием и напечатанные в 1640, служили политическим целям князей, как и многочисленные историографические хроники XVIIв. Хроники, или летописи занимают главнейшее место в литературе XVIIв.; они содержат восхваления «подвигов» различных властвующих князей, а также являются первыми попытками доказать единое латинское происхождение народов Молдавии, Мунтении и Трансильвании. Первым наиболее известным автором такой хроники был в Молдавии Григорий Уреке (Grigorie Ureche, 1590-1646), написавший историю Молдавии и молдавских князей. Более крупным по своему значению является другой писатель-хронист Мирон Костин (Miron Costin, 1633-1691) румынский боярин и дипломат, образованнейший человек своего времени, находившийся, как и его предшественник Уреке, под влиянием польской культуры. Его главное произведение «Хроника о молдаванском народе и его предках». Второе его произведение летопись Молдавии было продолжением хроники Уреке. На польском яз. Мирон Костин напечатал описание Молдавии в стихах. В XVIIв. появились в Мунтении анонимные хроники, содержащие историю боярской семьи князей Кантакузино и др. князей. Такими же являются хроники, составленные на основе более ранних летописей, Раду Попеску (Radu Popescu, ум. 1729) и Раду Гречану (Radu Greceanu) с описанием событий 1688-1720. Наконец последним автором хроники конца XVIIв. считается Ион Никульче (Ion Neculce, ок. 1672-ок. 1743); хроника этого автора отличается изобилием легендарного материала.Начало XVIIIв. ознаменовано появлением писателей, могущих быть названными энциклопедистами. Это Николай Милеску (Spătar Nicolae Milescu, 1625-1714), бывший в течение некоторого времени русским послом в Китае и известный гл. обр. описанием своих путешествий по Сибири и Китаю, и Дмитрий Кантемир (Dumitru Cantemir, 1673-1723), автор философских, исторических, географических и др. произведений.В XVIIIв., при господстве греков-фанариотов в румынских княжествах преобладало влияние греческой литературы, в противовес к-рому в Трансильвании возникло литературное движение, известное под именем «Арделянской» или латиниваторской школы. Греческий язык и греческая литература распространялись гл. обр. в среде боярства, но они имели влияние и на народную, печатную и устную литературу.Румынская литература XVIIIв. представлена творчеством братьев Вакареску Văcărescu), из к-рых наиболее значительным был Енакица Вакареску (EnăchiЕЈă Văcărescu, 1740-1799) автор одной из первых румынских грамматик, вышедшей в 1787, истории Оттоманской империи и стихов в стиле Анакреонта. В Трансильвании к концу XVIIIв. одновременно с усилением католической пропаганды среди румын, создана была в г. Блаж первая румынская школа, из к-рой вышли первые пропагандисты румынского национализма Маниу Мику Клайн, Шинкай и Петр Майор.Маниу Мику (Maniu Micu Klein, 1745-1806) автор румынской грамматики, в к-рой проводилась идея, что румынский яз. является чисто латинским языком. Его перу принадлежат также история дако-румын и брошюра о римском происхождении дако-румын. Георгий Шинкай (George Ећincai, 1753-1816) написал хронику румын и соседних народов от времен Траяна до 1739, не имеющую большого исторического значения (впервые изд. в 1853). Петр Майор (Petru Maior, ок. 1753-1821) оставил несколько церковных, исторических и лингвистических произведений. Все трое считаются предшественниками возрождения румынской культуры в Молдавии и Мунтении.Начало эпохи так наз. возрождения Р.л. связано с созданием первой румынской школы в Бухаресте Георгием Лазар (Gheorghe Lazăr, 1779-1823), бывшим трансильванским учителем, из крестьян, автором первых румынских школьных учебников. Покровителями этой школы были бояре братья Голеску. Из них один, Иордаке Голеску (Iordache Golescu, 1768-1848) является собирателем народных пословиц (изданных к концу XIXв. Занне) и автором исторического произведения «Положение румынской страны во времена Караджа» (Starea Еўării romaneşti in vremea lui Caragea). Второй, Дину Голеску (1777-1830), известен гл. обр. своим произведением «Заметки о путешествии» (insemnarea călătoriei, 1826), в к-ром он указывал на отсталость страны и в особенности на тяжелое положение крепостного крестьянства в княжествах.Начало XIXв. отмечается также большим количеством переводной литературы с греческого и французского языков. Барак (Ion Barac, 1779-1848) переводит «1001 ночь», Арон (Vasile Aaron, 1770-1822) пишет поэму «Пирам и Тизбе» (Piram şi Tisbe, 1808), появляются переводы для румынской сцены произведений иностранной драматургии. Будай Деляну (Budai Deleanu, 1750-1830) пишет сатирическую поэму «Циганиада» Tiganiada, 1812), изданную только в 70-х гг. XIXв.
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РУМЫНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. «Отцами» литературы XIXв. считаются Елиаде Радулеску в Мунтении, а в Молдавии Асаки.Елиаде Радулеску (Ion Eliade Radulescu, 1802-1872) является реформатором румынского яз. и основателем румынской прессы. Участник революционного движения 1848, член временного правительства 1848, он являлся представителем соглашательского крыла революционного движения. После поражения революции Радулеску был принужден эмигрировать. По возвращении в Румынию, в 1866, был избран членом учредительного собрания. Был автором первой официальной румынской грамматики, принятой в Мунтении, и школьных учебников. В своей лит-ой деятельности Радулеску был весьма плодовитым, но лишенным большого таланта и оригинальности писателем, писал стихи, политические сатиры, занимался переводами, в частности широко популяризировал французскую классическую литру. В 1829 он издавал первую румынскую газ. «Румынский курьер» (Curierul rominesc, затем «Curierul de ambe sexe»). Основал в 1834 филармоническое общество (Societatea filharmonica), по инициативе к-рого был создан первый румынский театр. Группировал вокруг себя молодых писателей национально-освободительного движения, как Балческу, Болинтиняну и др.В Молдавии организатором, просветителем и создателем публицистической прессы был Георгий Асаки (Gheorghe Asachi, 1788-1869), бывший инженером, математиком и художником. Он агитировал за румынизацию школы и латинизацию языка. Создал в Яссах первый молдавский театр, ставивший переводные пьесы. После 1821 Асаки был дипломатическим представителем Молдавии в Вене, затем директором просвещения в Молдавии и основателем «Михайловской Академии» (Academia Mihaileana) при князе Михай Стурза. При русском протекторате Асаки вел руссофильскую политику. Он издавал в 1829 газ. «Молдавская пчела» (Albina Moldoneneasca), впоследствии «Молдавскую газету» (Gazeta de Moldavia), первый правительственный «Бюллетень» и «Сельский листок» (Foaie Săteasca).Подъем Р.л. совпал в румынских княжествах с развитием национально-освободительного движения широких городских масс (1821-1848) и с революционной борьбой крестьянства против крепостничества.В Мунтении первыми представителями лирической поэзии были Момуляну (B.P. Momuleanu, 1794-1837), Василий Кырлова (Vasile Carlova, 1089-1831) и крупный поэт Григорий Александреску (Grigore Alexandrescu, 1812-1885), являющийся создателем румынской поэзии. Начав с подражания французским поэтам Шенье и Ламартину, он перешел к оригинальным лирическим стихам, сатирам и басням. Александреску был участником революционного движения 1848 и ярым сторонником объединения румынских княжеств. Его современником в Трансильвании был Андрей Мурешану (Andrei Mureşanu, 1826-1863), публицист и автор национального румынского гимна 1848 «Проснись румын» (Deşteaptă te romane...). К этому же этапу развития литературы принадлежит Дмитрий Болинтиняну (Dumitru Bolintineanu, 1819-1872). Болинтиняну также принимал активное участие в революции 1848, был издателем газ. «Народ Владыка» (Poporul Suveran). При князе Куза стал министром просвещения. Автор исторических баллад и легенд в патриотическом духе «Legendele», поэм «Цветы Босфора» (Florile Bosforului) и большого количества довольно плохих лирических стихотворений. Но истым народным писателем городских низов Бухареста в первой половине XIXв. являлся Антон Панн (Anton Pann, 1794-1854), собиравший народные пословицы, басни и сказки и переработавший их в стихотворной форме. Его произведения были напечатаны в сб. «Рассказ о слове» (Povestea Vorbii, 1847) и состоят из басен, анекдотов, комических поэм, как напр. «Похождения Насреддина Ходжи» и др. Его современником был первый румынский романист Николай Филимон (Nicolae Filimon, 1819-1865), автор романа «Старые и новые мироеды» (Ciocoii vechi şi noi, 1863), отражающий в некоторой степени румынскую общественную жизнь того времени.В первой половине XIXв. Молдавия дала следующих писателей: Александра Руссо, Донича и Костаке Негруцци. Александр Руссо (Alexandru Russo, 1819-1859) был сторонником создания языка и литературы на основе народного творчества и вел борьбу против излишней латинизации румынского яз. Руссо литературный критик, драматург, первый литературный автор известной народной баллады «Миорица» (MioriЕЈa). Он был активным участником революционного движения в 1848 и был приговорен к смерти в Венгрии, но спасен Кошутом. Александр Донич (Alexandru Donici 1806-1866) был автором собрания басен, большей частью переводных или переработанных с басен Крылова и Лафонтена.Главнейшим деятелем этой так наз. эпохи возрождения в Молдавии и вообще в Румынии считается Костаке Негруцци (Сostache Negruzzi, 1808-1868, см.) Негруцци создатель исторической повести в Румынии автор повести «Александр Лепушняну» (Alexandru Lăpuşneanu) и героической поэмы «Aprodul Purice» (1837), к-рая в свое время была литературным событием, собиратель народных молдавских песен и автор сатир. Находился под влиянием русской литературы и в частности Пушкина.Характерным для Р.л. первой половины XIXв. являются искания самобытных форм, изучение народного творчества и начало создания собственной национальной литературы, в к-рой однако очень сильно влияние западной французской и германской, а также отчасти итальянской и русской литературы. Другой характерной чертой этого периода является проникновение в литературу «разночинцев» из городской мелкой буржуазии и отчасти из деревни и влияние на литературу народного творчества.Следующий этап, бывший периодом расцвета румынской классической литературы, начался в 1848 и захватил вторую половину XIXв., период объединения румынских княжеств и создание единого, буржуазно-помещичьего национального государства. В эту эпоху румынская поэзия достигла своего высшего художественного уровня в лице поэтов Василия Александри и Михаила Еминеску, глубоко несходных по своему социальному содержанию. Александри выражает в своем творчестве настроения высшего слоя румынской буржуазии, примирившейся и разделившей власть после поражения революции 1848 с румынским боярством. Он воспевает триумф объединенного румынского буржуазно-помещичьего государства. Творчество Еминеску выражает разочарование мелкобуржуазной, либеральной интеллигенции в незавершившейся буржуазно-демократической революции. Недовольная созданным «торгашеским» строем и не видящая никакого исхода в будущем, эта интеллигенция ищет его в легендарном средневековом прошлом.Воспитанник французской культуры и литературы, В.Александри (Vasile Alecsandri, 1819-1890) начал свою литературную деятльностье с романтических повестей (Buchetiera de la FlorenЕЈa, 1840), с водевилей и фарса в духе французского романтизма. Принимал участие в первом литературном журн. «Dacia Literară» (Литературная Дакия), был создателем журн. «Romania Literară» (Литературная Румыния), а потом участником журнала «Convorbiri literare» (Литературные беседы) и литературного общества «Junimea» (Молодежь) в Яссах. Под влиянием буржуазно-демократического движения Александри изучил румынский фольклор и литературно оформил большое количество народных песен в своих «Doine şi lăcrimioare» (1852). Его литературный талант развился гл. обр. после 1848, а с 1878 он стал официальным патриотом и придворным певцом румынского королевства. Собрание его произведений содержит поэмы «Дойны и жалобные песни» (Doine şi lăcrimioare), «Пастели и легенды» (Pasteluri i şi legende, 1867-1871), «Наши бойцы» (Ostaşii nostru, 1878) и др.; народные румынские стихотворения, «Poesii populare ale romanilor, 1852-1866); драмы и комедии в стихах: «Деспот Вода» (Despot Voda, 1880), «Овидий» (Ovidiu), «Fantana Blanduziei» (1884), «Пиявки села» (Lipitorile Satului), «Бояре и мироеды» (Boeri şi Ciocoi) и др. Его патриотические стихи напыщенны и пусты, но некоторые его стихотворения проникнуты социальным содержанием, как напр. «Pohod na Sibir» (описание пути ссыльных в Сибирь), «Groazea» (Страх; смерть гайдука) и др.Борьба за буржуазно-демократическую революцию, за отмену крепостничества в румынских княжествах воспитала также ряд писателей публицистов и историков: Николай Белческу (Nicolae Bălcescu, 1819-1852), активный политический деятель 1848, умерший в ссылке. Ему принадлежат: «Румынское движение в Ардяле в 1848» (Mişcarea romaneasca din Ardeal in 1848), «Письма» (Scrisorile), содержащие описание и оценку революции 1848, и др.; Иоан Гика (Ioan Ghica, 1816-1897, автор «Amintiri din pribegia după 1848» (Воспоминания из ссылки после 1848, изд. в 1890), и «Scrisori către V.Alecsandri» (Письма к В.Александри 1887), к-рые являются ценным историческим документом эпохи 1848 Костаке Росетти (Costache Rosetti, 1816-1885) крупнейший румынский публицист, представитель либерального демократизма и участник революции 1848, издатель и редактор газет «Будущая Румыния» (Romania Viitoare), «Румынская республика» (Republica Romana), затем директор и редактор газ. «Ромынул» нац.-либеральной партии, созданной Росетти. Его сын, Мирча Росетти (Mircea Rosetti), в 80-х гг. франкмасон и «социалист», был автором стихов в честь Парижской коммуны. Журн. «Литературные беседы» (Convorbiri Literare) был в свое время центром наиболее талантливых молодых писателей. Вокруг журн. «Литературные беседы» группировались Еминеску, Крянге, Славич, критик Майореску и др.Поэт Михаил Еминеску (Mihail Eminescu, 1849-1889) по своему таланту, поэтическому мастерству и содержательности стоит выше Александри. Создатель пессимистического индивидуалистического направления в румынской поэзии, он имел и до сих пор имеет многочисленных подражателей. Его перу принадлежат: том стихотворений, роман «Пустой гений» (Geniul pustiu) и повесть «Бедный Дионисий» (Sermanul Dionis); он был также редактором консервативного журнала «Время» (Timpul). Его наиболее сильные поэтические произведения: «Император и пролетарий» (Impărat şi Proletarul) и политическая «Сатира III» (Satira III); значительная часть его стихов имеет философское содержание «Вечерняя звезда» (Luceafărul), «Глосса» (Glossa), либо эротическое «Венера и Мадонна» (Venus şi Madona), либо подражает народному творчеству «Калин» (Calin). Благодря наличию в литературных произведениях Еминеску моментов критического отношения к существующему строю он имел своих читателей среди радикально настроенной мелкой буржуазии, даже среди рабочего класса.Современником и другом Еминеску, одним из наиболее популярных народных писателей этого времени был Ион Крянге (Ion Creangă, 1837-1889) наиболее талантливый собиратель народных сказок, облекший их в литературную форму («Povesti» и др.).Второстепенное значение имеют новеллисты 80-90-х гг.: Гане (Nicolae Gane, 1835-1916), Славич (Ion Slavici, 1848-1925).Поколение писателей конца XIXв. дало в начале 90-х гг. трех более значительных писателей: поэта Влахуца, повеллиста Штефанеску-Делавранча и наиболее талантливого из них, писателя сатирика и драматурга Караджали. Созданный Влахуца журн. «Сеятель» (Semănătorul), вначале народнического направления, позднее стал чисто националистическим. Александр Влахуца (Alexandru VlahuЕЈă, 1859-1920), сперва продолжатель Еминеску, в дальнейшем, под влиянием литературного критика соц.-дем. Доброджану-Геря (Gherea Dobrogeanu), пытался, хотя и не всегда удачно, насытить свою поэзию социальным содержанием Барбу Штефанеску Делавранча (Barbu Ећtefănescu Delavrancea 1858-1918), как и большая часть менее значительных писателей (О.Карп (O.Carp), Ставри (A.Stavri) и др.), отражал в своем творчестве недовольство значительных слоев интеллигенции конца прошлого века, недовольство, созданное медленным развитием капитализма в Румынии вследствие сохранения крупных полуфеодальных пережитков. Ион Лука Караджали (Ion Luca Caragiale, 1852-1912) является гораздо более крупным писателем, чем первые два. В своих комедиях, очерках и «Моментах» (1900) Караджали остро бичевал и выродившееся боярство, и фальшивую демагогию буржуазного либерализма, и трусость, и тупоумие румынского мещанства. Его комедии «Потерянное письмо» (Scrisoarea pierduta, 1885) и «Бурная ночь» (Noaptea furtunoasă, 1880) дают яркую картину политических нравов Румынии 80-х гг., глупости и реакционности господствующих классов, прикрытой звонкими фразами о свободе и конституции. В фарсе-комедии «Г-н Леонида перед лицом реакции» (Conu Leonida faЕЈă cu reactiume, 1885) ярко обрисованы трусость и тупоумие румынского мещанства. Глубока по психологическому анализу и повесть «Пасхальный факел» (Faclia de Paşte, 1890). Караджали почти единственный из своего поколения литераторов не капитулировал перед националистическим шовинизмом, усилившимся в начале 900-х гг. В начале 900-х гг. получил громадную известность трансильванский писатель Георгий Кожбук (Gheorghe Coşbuc, 1866-1918). Выходец из зажиточного крестьянства Трансильвании и воспитанник немецкой литературы, Кожбук в своих стихах изображает повседневную жизнь, социальные стремления и психологию гл. обр. среднего слоя румынского крестьянства Трансильвании. Революционный протест против ига помещиков и мироедов, борьба за землю окрашивают стихи «Дойна» (Doina) и в особенности стихотворение «Мы хотим земли» (Vrem pamint), вышедшее перед крестьянским восстанием 1907. После 1907 Кожбук написал стихотворение «Трехцветное знамя» (Steagul Tricolor), в к-ром противопоставляет тяжелую жизнь крестьянина жизни кулаков и помещиков, прожигающих жизнь в роскоши и разврате. Лучшие стихотворения Кожбука помещены в сборниках его сочинений: «Баллады и идиллии» (Balade şi Idile, 1893) и «Нити пряжи» (Fire de tort, 1899).Попав в сферу бухарестского чиновничества, Кожбук вскоре превратился в националистического поэта, выполнявшего заказы королевского двора и шовинистической буржуазии. Кожбук много работал над переводами классической литературы, Данте, Гомера, Виргилия и т.д.В 80-х и 90-х гг. XIXв. борьба против старой академической латинизации языка и за приближение к народному языку получает более научную основу в изучении румынского фольклора и древних документов под руководством филолога Б.Хаждеу (Bogdan Petriceicu Hasdeu, 1836-1907), автора сб. «Cuvinte din bătrani (Слова древних) и неоконченного словаря «Etimologicum Magnum Romaniae» (1886-1898), получившего европейскую известность, и создателя журн. «Колонна Траяна» (Columna lui Traian), «Румынское литературное обозрение» (Revista literara romina) и, наконец, «Новое обозрение» (Revista Noua). Другим сторонником народного языка и народной поэзии является археолог и частично историк Одобеску (Alexandru Odobescu, 1834-1896). Оба выступали и как беллетристы: первый как автор исторических драм драма «Разван и Видра» (Răzvan şi Vidra), второй как автор исторических повестей «Михня» (Mihnea, 1857) и «Боярыня Кьяжна» (Domnia Chiajna, 1860).Борьба между двумя течениями Р.л. за орфографию румынского языка, фонетическую или академическую (латинизированную), закончилась победой фонетики, поддержанной молодыми писателями, объединившимися вокруг журн. «Современник» (Contemporanul), издававшегося в Яссах (в 1881-1889) группой первых румынских социалистов. В конце прошлого века было издано несколько сборников народной литературы и попытки ее классификации под руководством Хаждеу, поздней Биану, Гастера (Народная румынская литература) и Занне (Zanne). Румынский фольклор делится ими в общем на1) лирические произведения: дойны (doinele) песни, описывающие природу, нужды и несчастья крестьянства и его душевные переживания; хоры (horele) плясовые песни, обычно хоровые; колинды (colindele) рождественские (коляды); поминальные (bocete);2) народный эпос, очевидо, языческого происхождения: новогодние песни «Плуг» (Pluguşorul); баллады или «песни предков», исторические и гайдукские (căntece haiduceşti). Последние революционного содержания и воспевают народных героев, «разбойников», защитников крестьянства против помещиков, бояр и чокоев; наконец сказки были классифицированы проф. Сорбонны Шайняну (Ећaineanu);3) драматические произведения, свадебные песни, песни звезды, рождественские (Vicleim);4) поучительные: анекдоты и сатиры, пословицы, загадки, заклинания.Главными представителями лит-ой критики конца XIXв. являются проф. философии Титу Майореску (Titu Maiorescu, 1840-1917), представитель буржуазно-идеалистической тенденции в литературе и теории «искусства для искусства», и его главнейший оппонент К.Доброджану-Геря (GhereaI.C. Dobrodgeanu, 1855-1920), представитель материалистического мировоззрения и сторонник искусства с социальной направленностью. Критические статьи Доброджану-Геря и полемика его против Майореску печатались в журн. «Наука и литература» под названием «Критические очерки» (Studii critice) и пользовались в свое время большой популярностью.Начало XX века (1900-1914) отмечено усилением националистически-шовинистического течения в литературе, выступающего либо открыто, либо маскируясь движением так наз. попоранизма (народничества); с другой стороны, возникают новые течения в духе декадентства, символизма, христианства, мистицизма. Появляются и первые проблески пролетарской литературы. Первое (господствующее) течение имело своих представителей в лице писателей, группировавшихся вокруг двух главных литературных журнала в «Сеятель» (Semănătorul) и «Румынская жизнь» (ViaЕЈa Romanească), выходящего с 1906 в Яссах под руководством К.Стере. Журнал «Сеятель» пытается объединить писателей вокруг идеи «глубокого преклонения перед славным прошлым и любви к родине». Как Влахуца, так и Кожбук в своих произведениях переходят к яркому национализму. Но крестьянское восстание 1907 не могло не найти своего отражения даже у этих писателей. Влахуца под впечатлением 1907 написал очерк «Ложь и правда» (Minciuna şi Adeverul).Румынская поэзия в начале XXв. представлена творчеством Штефана Иосифа, Панаита Черна и Октавиана Гога. Иосиф (Octavian Stefan Iosif, 1875-1913) талантливый лирический поэт. Автор отличных переводов Гейне, стихотворных сборников пасторалей (Pastorale), «Веровании» (Credento, 1905) и «Carmen Seculare». Перевел кроме Гейне много стихов Шиллера, Петёфи и др. От лирики и народничества перешел к патриотическим стихам (1913). Ему принадлежит патриотический гимн «К оружию» (La Arme).Панаит Черна (Panait Cerna, 1881-1913) в начале лит-ой деятельности находился под большим влиянием Еминеску. Его поэзия лирическая, но всегда с налетом философии. В отличие от Еминеску он видел счастье человечества в непрерывном движении вперед и бесконечно новых формах жизни. Гога (Octavian Goga, р. 1881) румын из Трансильвании, как и Кожбук, начал со стихов о тяжелой крестьянской жизни, но быстро перешел к националистическим настроениям. После войны был министром в правительстве Авереску и перешел к фашизму. Характерно появление в эти годы многочисленных новеллистов: Горун (Alexandru Hodoş), Ангел (D.Anghel, 1872-1914), Санду Алдя (Sandu Aldea, 1874-1927), Гырляну (Girleanu), Белдичану (Beldiceanu), Братеску-Войнешти (Bratescu-Voineşti) и др. Большим влиянием среди румынской интеллигенции в последние довоенные годы пользовался журн. «Румынская жизнь» (ViaЕЈa Romanească), якобы народнического направления, в к-ром участвовали гл. обр. бывшие «социалисты». Девиз журнала: поднятие социального значения крестьянства и объединение всех классов общества. Из сотрудников журнала получают известность в литературе писатели-новеллисты И.Братеску-Войнешти и Михаил Садовяну.И.Братеску-Войнешти (I.Bratescu Voineşti, р. 1868), автор сборника повестей «В мире справедливости» (In lumea dreptăЕЈii, 1908), описал мир мелких людей, в частности мелких провинциальных служащих, их мелкие радости и горести. Михаил Садовяну (Mihail Sadoveanu) начал свою деятельность с романа «Сокол» (Ећoimul), но перешел затем гл. обр. к повести. Кроме «Сокола» выпустил в довоенные годы два других романа: «Времена беженства» (Vremuri de bejenie) и «Дудуя Маргерета», и громадное число повестей, в к-рых описывает гл. обр. провинциальную жизнь и село. Считается и в настоящее время одним из лучших новеллистов. Садовяну по своему политическому направлению умеренный националист.Новым направлением в довоенные годы XXв., являющимся реакцией против казенного оптимизма и национализма, было течение декадентства и символизма в литературе, представленное журн. «Литератор» (Literatorul) писателя Мачедонского (Macedonski), затем «Прямая линия» (Linia Dreapta) Деметриуса (1904) и сатирически-политическим журн. «Факел» (Facla) Кочеа. (Cocea). Из писателей этой группы главнейшими надо считать Аргези (Tudor Arghesi, литературный псевдоним бывшего монаха И.Теодореску). Аргези наиболее силен как памфлетист. Символист-декадент в поэзии, Деметриус после войны перешел к реалистическому роману. К той же группе примыкал писатель-священник Гала Галактион (Gala-Galaction, р. 1879), автор повестей несколько мистического содержания, как «Церковь из Разори» (Bisericuta din Razoare), «Мельница Калифата» (Moara lui Califat) и др.Произведниями пролетарской Р.л. в довоенные годы являлись опыты социальной поэзии бухарестского кустаря-сапожника соц.-дем. Никулуца: сборник стихов под названием «К берегу справедливости» (Spre ЕЈărmul DreptaЕЈei), и стихи других поэтов социалистического движения Ионеску-Рион, Паун-Пинчио и Петика. Однако в произведениях названных поэтов все же сильно чувствуется влияние Еминеску.
3. СОВРЕМЕННАЯ РУМЫНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Первые годы после войны отмечены сильным упадком Р.л. В последние годы литература новой Румынии заметно развивается. Из старых писателей продолжают свою литературную деятельность Михаил Садовяну, к-рый переходит к историческому роману, и Дуплиу Замфиреску (1858-1922), один из немногих довоенных романистов. Романы последнего, однако, хотя и пользуются популярностью среди мелкобуржуазных и мещанских кругов, не представляют лит-ой ценности. Продолжают Писать И.Славич (ум. в 1925), Гала Галактион («Доктор Тайфун»), Д.Патрашкану (D.D.Pătrăşcanu, р. 1872) автор новелл народнического направления, и др. Но в литературе происходит определенный перелом. Официальная националистически-шовинистическая литература не пользуется больше прежним влиянием. Аргези продолжает культивировать декадентскую символистическую поэзию в своих «Цветах плесени» (Flori de mrcegai). Вновь возрождаются сатирические и юмористические стихи на злобу дня, напр. И.Прибягу (I.Pribeagu). Довоенный поэт-символист Минулеску (I.Minulescu, р. 1881), автор сборника «Романсы для более позднего» (Romante pentru mai tarzin), переходит к повестям и романам. В повести «Синий, желтый, красный» (Roşu, galben şi albastru, 1925) он иронизирует над военным патриотизмом. Пиллат (Ion Pillat, р. 1891), тоже довоенный поэт-символист, автор «Антологии осенних песен» и сборника народных песен, пытается воскресить прежний жанр лирической поэзии.Наряду с этим уже налицо ростки революционно-пролетарской поэзии, вызванные подъемом революционного движения в Румынии. Во время подъема революционного движения в первые годы после Октября, были изданы революционные стихи Шарвари (Ећarvari). Появляется новый поэт Тома (Toma) и др. с социальной окраской.Характерно появление после войны в румынской литературе романа, жанра, слабо представленного, в довоенное время. В качестве одного из наиболее талантливых писателей-романистов выделяется Ливий Ребряну (Liviu Rebreanu, р. 1885), начавший свою литературную деятельность до войны со сборника повестей «Босяки» (Golanii); в романе «Ион» (Ion, 1921) им довольно правдиво представлена жизнь трансильванского крестьянства, жажда земли, но описан по преимуществу крестьянин-середняк, сельская интеллигенция и буржуазия. В 1922 Ребряну выпустил роман «Лес повешенных» (Pădurea Spanzuratilor) патриотически-психологического характера. В 1925 он опубликовал мистический роман «Адам и Ева» (Adam şi Eva), а в 1931-1932 роман «Восстание» (Răscoala), сюжетом к-рого является крестьянское восстание 1907. В этом романе автор колеблется между симпатией к «добрым помещикам» и сочувствием к крестьянству.Социальные темы, слабо представленные в довоенной Р.л., развиваются все чаще и чаще в произведениях современных литераторов. Таковыми являются «Черви земли» (Viermii Pamintului) Арделяну, роман из жизни румынских горняков «История рабочего» И.Догару, «История одной работницы» (Istoria unei lucratoore) Паса (Pas). Революционное движение города и деревни затронуто в романе «Господин депутат» (Domnul Deputat) Деметриуса. В романе «Небольшая жертва» (Micul Sacrificiu) Делафраса (Delafras) описывается всеобщая забастовка 1920, но с мелкобуржуазной соц.-дем. точки зрения. Неудачная попытка описать коммунистическое движение была сделана в романе «Красное знамя» (Flamura roşie). Новейшими произведениями являются романы Н.Кочя (Cocea) «Сын прислуги» (Fecior de sluga), шеститомный роман Константина Стере (C.Stere, ум. 1936) «На пороге революции» (In Preajma revolutiei). В описании жизни городского мещанства и мелкой буржуазии выделился в последнее время молодой писатель Пельц (I.Peltz), обративший на себя внимание в частности романом «Проспект Вакарешти» (Calea Vacareşti) из жизни еврейской бедноты и мелких торговцев.Некоторый хотя и незначительный подъем. происходит в последнее время в румынской драматургии. Среди новых драматургических произведений преобладают, однако, фарсы и комедии.Пролетарская литература в настоящем смысле слова в современной Румынии находится еще в начальной стадии своего развития. Революционное движение пролетариата оказывает свое воздействие и на творчество мелкобуржуазных писателей. О спросе на революционную и социально содержательную литературу свидетельствует и значительное количество появившихся переводов современной советской литературы, ее классика М.Горького и др. Симптоматично также появление различных «Воспоминаний» и политических дневников, мемуаров и т.п. с описанием революционного крестьянского и рабочего движения предыдущей эпохи, как напр., Граура (Graur) «Несколько личностей» (CiЕЈiva insi), К.Бакалбаша (Const. Bacalbasa) «Бухарест в прежние времена» (Bucureşti de altadata) в форме дневника, Кирицеску «Апостолы», Атанасиу (Athanasiu) «Социалистическое движение».
Библиография:I. VaillantJ.A., La Romanie, 3 vv. P., 1845; GasterM., Literatura populară romană. Buc., 1883; Его же, Geschichte der rumanischen Literatur, в кн. «Grundriss der romanischen Philologie», hrsgb. v. G.Grober, II Bd., 3 Abt., Strassb., 1901, S. 262-428; Adamescu Ch., Poesia populară romană, Diss, Galati, 1893; Его же, NoЕЈiuni de istoria limbii şi literaturii romineşti, Buc., 1896; MaiorescuT. Critice, 1867-1892, 2 vv, Buc., 1892; JorgaN., Art et litterature des Roumains, P., 1929; Его же, Istoria literaturii romine..., 2 vv., Buc., 1901; GhicaS.I., Scrissori catre V.Alecsandri, Buc., 1905; AlexiciG., Geschichte der rumanischen Litteratur, 2 Ausg., Lpz., 1909; Anthologie de la litterature roumaine des origines au XX-e siecle. Introd. historique et notices p. N.Jorga et S.Gorceix, P., 1920; PascuG., Istorica literaturii şi limbii romane, din secolul 16, 3 vv., Buc., 1921-1922; Его же, Istoriea literaturii romane din secolul 18, Buc., 1926; PuscariuS., Istoria literaturei romane, vol I. Epocha veche, Sibiiu, 1921 (библиограф. на стр.183-207); MorfH. und Meyer-LubkeW., Die romanischen Literaturen und Sprachen, 2 Abdr., Lpz., 1925, S.S., 152-157, 294-298; Simionescu, Oamens Alesi, Buc., 1925; SlaviciI., Amintiri, Buc., 1923; Dobrodgeanu GhereaI., Studii critice, Buc., 1924 (поздн. изд.); JorgaN., Istoria literaturii romaneşti. 2 ed., 2 vv., Buc., 1925-1928; DensuşianuO., Literatura romană modernă, 2 изд. 3 vv., Buc., 1925-1933; LovinescuE., Istoria literaturii romană contemporane, 5 vv. (вышло 4тт.), Buc., 1927-1929; ВлайковН., Румынские дойны, «Живая старина», т.XXIII (1914), вып.1-2 (II., 1915).
II. AdamescuG., ContribuЕЈiune lă bibliografia romanească, Fasc. 1-3, Buc., 1921-1928.