Литературная энциклопедия - сальмон
Связанные словари
Сальмон
От классических стиховых форм первых книг («Les Feeries», 1907; «Le Calumet», 1910) С. перешел к свободному стиху. Начав под сильным влиянием символизма (Верлен, Малларме), С. позднее стал наряду с Аполлинером во главе новаторских течений, привнося в свое творчество некоторые черты от кубистической живописи многоплановость образа и деформацию линий действительности.
Через горнило империалистической войны С. пришел к анархическому индивидуализму и мелкобуржуазному гуманизму. Излюбленные объекты наблюдений С. посетители ночных кабачков, бродяги, бесталанные художники, люди, выбитые из колеи упорядоченной буржуазной жизни. Характерно для С. его «Tendres canailles» (1913) романтизированные характеристики обитателей этого мира.
«L’entrepreneur d’illuminations» (1921; русск. перев. Т.Ириновой, под ред. и со вступ. ст. М.Эйхенгольца, «Устроитель иллюминаций», Гиз, М. Л., 1927) одно из лучших его произведений, галлерея образов, часто доходящих до гротеска. Ироническое, иногда негодующее отношение к некоторым явлениям капиталистического строя, лишенное сознания выхода, порождает роматически-мрачные тона его поэзии. Образы С., иногда эмоционально и художественно значительные, отличаются импрессионистической выразительностью. Необычность их сочетаний и чрезмерный импрессионизм делают лирику С. порой малопонятной, С. принадлежит несколько книг по вопросам искусства.Библиография:I. Prikaz, 1919; C’est une belle fille, 1920; Le livre et la bouteille, 1920; Le manuscrit trouve dans un chapeau, 1920; La negresse du Sacre-COur, 1920; L’age de l’humanite, 1921; Peindre, 1921; Tout l’or du monde, 1927; Propos d’Atelier, 1922; Une orgie a Saint-Petersbourg, 1925; Donat vainqueur, 1928 и др.
II. ApollinaireG., Andre Salmon, «Vers et Prose», 1908, 14, p. 118-124; BillyA., La muse aux besicles, P., 1924. .