Литературная энциклопедия - сантильяна де
Связанные словари
Сантильяна де
САНТИЛЬЯНА, де, маркиз (inigo Lopez de Mendoza, marques de Santillana, 1398-1458) испанский поэт. Р. в аристократической семье, занимал разные государственные должности, участвовал в ряде военных походов, принимал активное участие в политической жизни страны, а также в придворных интригах двора кастильского короля Хуана II.Человек, сочетавший в себе глубокие и разнообразные познания с большим литературным дарованием, С.
стоял в центре той группы выдающихся поэтов, к-рой окружил себя Хуан II. С. был типичным представителем придворной поэзии рождающегося абсолютизма и сыграл большую роль в развитии новой испанской поэзии. Основная заслуга его в расширении идейно-поэтического кругозора своей эпохи и в перенесении на испанскую почву достижений других европейских лит-р.
Он систематически подражал и пропагандировал, античных и итальянских поэтов. Подражая Петрарке, он первый пишет по-испански сонеты «на итальянский лад» (Sonetos al italico modo). Под влиянием дантова «Ада», кое-что заимствуя у Бокаччо, С. пишет «Comedieta de Ponza» (Комедийку о Понсе, 1435) историческую поэму в диалогической форме, посвященную большому морскому сражению 1435 (поражение Альфонса V Арагонского при р. Бусе). Самое заглавие ее С. оправдывает ссылкой на Данте, разумевшего под «комедией» произведение со счастливым концом. К итальянским же образцам восходят и остальные крупные произведения С.: дидактическая поэма «Dialogo de Bias contra Fortuna» и политическая обличительная сатира на одного из казненных королевских приближенных «Dochinae de Privados». Хорошее знание фольклора обнаруживают два сборника пословиц С. один в прозе, другой в стихах. Значительный интерес представляют его песенки, относящиеся к области легкой и шутливой поэзии (decires, canciones, seranillas). Отражая некоторые тенденции провансальской лирики, они тем не менее отличаются самобытным мастерством, большой выразительностью и безыскусственной простотой.С. был первым испанским историком и теоретиком литературы. Свои взгляды он изложил в сопроводительном письме к своим стихам, направленным конестаблю португальскому дон Педро.
Библиография:I. Obras, ed. J.Amador de los Rios, Madrid, 1854; Cancionero castellano del siglo XV, Ordenado p. R. Foulche, Delbosc, t.I, Madrid, 1912; Canciones y decires, ed. V.Garcia de Diego, Madrid, 1913; Bias contra Fortuna, N.
-Y., 1912.II. Perezy CurisM., El Marques de Santillana..., Montevideo, 1916; Menendezy PelayoM., Antologia, t.V., Madrid, 1919. .