СЕДЕН
Мишель Жан (Michel Jean Sedaine, 1719-1797) французский драматург. Р. в Париже, в семье бедного архитектора. Рано потерял отца. В ранней молодости был каменотесом. Позднее стал архитектором, был секретарем
Академии архитектуры. В литературе С. дебютировал стихами («Pieces fugitives, 1752), из к-рых особенный успех имело его «epitre a mon habit» (Послание к моему платью, 1752). В 1756 С. начал работать в парижском театре Итальянской Комедии в качестве либреттиста комических опер, музыку к к-рым писали выдающиеся буржуазные композиторы Филидор, Монсиньи, позже Гретри. Особый успех имели комические оперы С. «Le diable a quatre» (Переполох, 1756, изд. в 1757), «Blaise le savetier» (Блез башмачник, 1759), «On ne s’avise jamais de tout» (Всего не предусмотришь, 1761), «Le roi et le fermier» (Король и фермер, 1762), «Rose et Colas» (Роза и
Колас, 1764).Захваченный идеями буржуазной реконструкции театра, формулированными
Дидро , С. применил их на практике в своей драме «Le philosophe sans le savoir» (Философ, сам того не зная, 1765). Сначала запрещенная цензурой к постановке и шедшая в закрытых спектаклях, затем представленная в театре Французской Комедии, эта
пьеса имела громадный успех и сразу укрепила позиции нового буржуазного жанра, явившись его лучшим образцом. Дидро с восторгом приветствовал в С. своего последователя, великолепно реализовавшего его новаторские идеи. Действительно, С. сумел в своем «Философе» облечь четкую, выдержанную, буржуазно-просветительскую идеологию (защита купеческих занятий от дворянского презрения к ним, разрушение сословных преград в вопросах любви, обличение дуэли) в необычайно простую, реалистически полнокровную, эмоционально насыщенную и увлекательную форму. Поднятая на щит энциклопедистами, пьеса С. имела большой резонанс также за пределами Франции.После «Философа» С. поставил еще в театре Французской Комедии блестящую одноактную комедию «La gageure imprevue» (Нечаянное пари, 1768),
фабула к-рой заимствована из новеллы Скаррона «Тщетная предосторожность». Несмотря на большой успех пьес С., он не мог ужиться в придворно-бюрократическом театре Французской Комедии и снова вернулся к писанию либретто комических опер. Он радикально реформировал этот жанр в направлении тех же идей Дидро и положил
начало жанру мещанской комической оперы, в к-рой основная серьезная, граничащая с трагедией фабула уснащалась шутками второстепенных персонажей, связанных с традициями итальянской комедии масок. Лучшими мещанскими операми этого стиля явились «Le deserteur» (Дезертир, 1769) и «Richard COur-de-Lion» (Ричард Львиное Сердце, 1786). Последняя сыграла роль в избрании С. членом Французской академии (1786). Мещанские оперы С. пользовались большим успехом в Германии и повлияли на оперную драматургию эпохи буржуазной Французской революции 1789.
Библиография: I. Собрания пьес Седена в оригинале: Ouvres dramatiques, 5 vv., P., an VIII (1800); Ouvres choisies, publ. p. M.Auger, 3 vv., P., 1813. Критическое издание «Le philosophe sans le savoir», основанное на 2-м парижском издании 1766, дал T.E.Oliver (University off Illinois studies), Urbana, 1913. На русск. яз. перев.: Нечаянный заклад, М., 1779; Беглой солдат, перев. В.Вороблевского, М., 1781; То же Беглец, перев. В.Левшина, Калуга, 1793.
II. GisiM., Sedaine, sein Leben und seine Werke, Berlin, 1883; ReyA., La vieillesse de Sedaine (Notes sur mon village), P., 1906; Guieysse-FrereE., Sedaine, ses protecteurs et ses amis, P., 1907; GuntherL., L’Ouvre dramatique de Sedaine, P., 1908; ArnoldsonL., Sedaine et les musiciens de son temps, P., 1934; ИвановИ.И., Политическая, роль французского театр а в связи с философией XVIIIв., М., 1895.
III. CurzonH., de, Bibliographie des publications relatives a Sedaine, «Le bibliographe moderne», 1898.