Литературная энциклопедия - сенанкур
Связанные словари
Сенанкур
Сопоставление этих двух персонажей показывает различие аристократической и буржуазной реакции на революцию 1789. С. в значительной степени еще хранит традиции XVIIIв.; это сказалось в частности в его религиозом скептицизме (см. его возражения на «Дух христианства», опубликованные много позже в 1816). В спорах о разводе, волновавших Францию в первое десятилетие XIXв.
, С. занял «левую» позицию, высказавшись за развод в своем парадоксальном рассуждении «De l’amour selon les lois primordiales et selon les convenances des societes modernes» (О любви с точки зрения естественных законов и современных условностей, 1805). В дальнейшем С. издал «Libres meditations d’un solitaire inconnu» (Независимые мысли безвестного отшельника, 1819), а также ради заработка написал целый ряд популярных книг и брошюр.
Слава С. запоздалая; около 1830 романтиками был заново «открыт» «Оберман». Успеху романа немало способствовали статьи Сент-Бёва и Ж.Санд. Возродившийся интерес к «Оберману» побудил С. написать второй роман «Isabelle» (Изабелла, 1833), к-рый однако был принят более холодно. В 1925 обнаружено и переиздано юношеское произведение С. « Aldomen ou le bonheur dans l’obscurite par le citoyen Pivert» («Альдомен или счастье в неизвестности», сочинение гражданина Пивера, 1795).
Альдомен прообраз Обермана.Творчество Т. типично для представителя французской крупной буржуазии, подготовившей революцию 1789, а затем испугавшейся ее размаха. С. не сумел найти правильного отношения к действительности и замкнулся в самом себе; отсюда его разочарование, неудовлетворенность, тоска и смутные надежды на всемирное обновление.
Несмотря на то, что С. вошел в литературу в сущности как автор одного романа, его творчество наложило заметный отпечаток на всю романтическую школу как в области языка и стиля, так и в области тематики. С. по праву считается одним из крупнейших основоположников французского романтизма (наряду с Руссо, Шатобрианом и Бернарденом).
В романах С. сказывается острое «чувство природы»; стиль его живописен, ярок, блестящ.Библиография:I. Sainte-BeuveC.A., Chateaubriand et son groupe litteraire, P., 1860; Его же, Portraits contemporains, t.I, P., 1846; SandG., Preface d’Obermann, P., 1863; LevalloisJ., Un precurseur, P., 1867; Allvar Saladin Tornudd, Senancour, Helsingfors, 1898; LasserreP., Le romantisme francais, P., 1907; MerlantJ., Senancour, Poete, penseur religieux et publiciste. Sa vie, son Ouvre..., P., 1907; MichautG., Senancour, ses amis et ses ennemis, P., 1909; PourtalesG., de, De Hamlet a Swann, P., 1924.
II. MerlantJ., Bibliographie des Ouvres de Senancour, P., 1905. .