Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - серапионовы братья

Серапионовы братья

«СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ» Объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Ленинграде 1 февраля 1921. Название его заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана «Серапионовы братья», в к-рых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона. Членами объединения были: Л.Лунц, И.Груздев, М.

Зощенко, В.Каверин, Н.Никитин, М.Слонимский, В.Шкловский, Вл.Певзнер, Е.Полонская, К.Федин, Н.Тихонов, Вс.Иванов.В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчеркивало свою аполитичность. Наиболее полно позиции «С.б.» выражены в декларативной статье «Почему мы Серапионовы братья» («Литературные записки», 1922, №3), подписанной Л.

Лунцем, в к-рой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» было ответом: «Мы с пустынником Серапионом». М.Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек... Я не коммунист, не монархист, ни эс-эр, а просто русский» (там же). «С.б.» в ряде статей выступили против идейности в искусстве («Мы пишем не для пропаганды», декларировал Л.

Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения. Позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота. Идейным и художественным руководителем «С.б.» был Е.Замятин . Опубликованные декларации и альманах «Серапионовы братья» (П.

, «Алконост», 1922) вызвали оживленную дискуссию. В выступлениях В.М.Фриче, В.Полянского, П.С.Когана и др. была обнажена реакционная основа деклараций «С.б.», враждебной пролетарской идеологии, и смысл их нарочитой аполитичности.Но уже с самого возникновения объединение не было однородным ни по политическим ни по литературным симпатиям его членов. Между декларациями и творческой практикой большинства «С.б.» наблюдалось противоречие. Если часть «братьев» стремилась целиком осуществить изложенные выше принципы, то другие с начала творческого пути пытались осознать подлинное значение процессов советской действительности. Так, Вс. Иванов публикует повесть «Бронепоезд №14-69» («Красная новь», 1922, кн. 6) и другие произведения партизанского цикла, революционная суть к-рых несомненна. Не соответствовали декларациям «С.б.» творческие устремления Н.Тихонова , целый ряд стихотворений к-рого («Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» и др.) вошел в железный фонд советской революционной поэзии, а поэма «Сами» явилась одним из лучших произведений, посвященных Ленину. Большие общественные проблемы поднимались и в произведениях К.Федина , Н.Никитина , М.Слонимского Принципиально различными были и стилистические особенности творчества «братьев». Так, Каверин, Зощенко стремились к объективистскому показу действительности, в то время как напр. уже в ранних произведениях Вс. Иванова ярко сказывается увлеченность автора пафосом партизанской борьбы против белых. Чуждой оказалась ряду «серапионовцев» и ориентация на западную сюжетную прозу (Дюма, Стивенсон, Кетнер, Конан-Дойль), провозглашенной в статье Л.Лунца «На Запад» («Беседы», 1923, №3). В то время как так наз. «западное крыло» объединения (Л.Лунц, В.Каверин, М.Слонимский) в центр внимания ставило авантюрный остро-сюжетный жанр «западную новеллу», «восточное крыло объединения» (М.Зощенко, Вс.Иванов и др.) работало над бытовым рассказом, используя фольклорный материал. Характерно, что отсутствие единства литературно-политических и творческих принципов «С.

б.» вызвало резкое недовольство Е.Замятина, указавшего, что почти все «С.б.» «сошли с рельс и поскакивают по шпалам» («Литературные записки», 1922, №1). Пестроту идеологических убеждений вынужден был признать Л.Лунц, писавший «у каждого из нас есть идеология, есть и политические убеждения, каждый хату свою в свой цвет красит», и с горечью констатировавший наличие у них «идеологических расхождений».

С 1923-1924 Объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания.Победы, одержанные партией и пролетариатом Советского Союза и рост успехов социалистического строительства оказали решающее влияние на диференциацию интеллигенции.

Лучшие из «серапионовцев» приняли платформу советской власти: «Похищение Европы» Федина, «Кочевники» и «Война» Тихонова, «Повесть о Левинэ» Слонимского и ряд произведений других бывших членов объединения говорят об их полном разрыве с иллюзиями о «беспартийности» художника.

Библиография:

«Серапионовы братья» о себе, «Литературные записки», 1922, №3; КоганП.

, Литература этих лет, изд. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924; ПолянскийВ., Вопросы современной критики, Гиз, М. Л., 1927; СаяновВ., Современные литературные группировки, изд. «Прибой», Л., 1928; ПолонскийВ., Очерки литературного движения революционной эпохи (1917-1927), Гиз, Москва Ленинград 1928. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины