СЕВЕРЯНИН Игорь (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887-) поэт.
По происхождению дворянин. В
настоящее время белоэмигрант.Выученик «салонных» поэтов Фофанова, Лохвицкой, Бальмонта, С. в 1911 выступил в брошюре «Ручьи в лилиях», как основоположник группы «Эгофутуризма»,
но вскоре вышел из группы. В
период 1910-1917 С. был популярнейшим поэтом мещанства, провозгласившего его «королем поэтов». Первый сб. стихов С. «Громокипящий кубок» (1913-1914) за один год разошелся в 5 изд., произведя фурор в аполитично настроенных буржуазных кругах.«Эгопоэзия» С. опирается на примитивную философию «всесильного эгоизма, как единственно правдивой и жизненной интуиции», на стремление поставить свой скудный мирок узко личных чувств в центр всего сущего. Однако это не обозначает у С. призыва к углублению в себя. Он провозглашает лишь принцип «изящного» прожигания жизни с «куртизанками».Изукрашенный эротизм полуприкрыт умолчаниями и «поэзонапевностью» стихов о шуршащих шелках, о будуарах и т.п.Эгоцентрический примитивизм С. обусловил его тематический
круг. В стихах С. нет проблем, нет оригинальных мыслей. С. напевно твердит о нежно-грустной любви пажа к королеве, о томлении неразделенной страсти и жестокости разлуки. Для эмоционального строя стихов С. характерен «салонный» элегизм вокруг любовных тем применительно к запросам сытого мещанина.Языковое новаторство С. имело чисто эстетские цели и исчерпывалось установкой на салонную «оригинальную красивость» («вуалить, офлерить, офиалить, весениться, ореолочно» и т.д.).Объявляя себя эгофутуристом, С. однако ни формально ни идейно не имел ничего общего с основным, богемно-бунтарским руслом русского футуризма. Порожденная реакцией после революции 1905, поэзия С. культивирует и освящает общественную пассивность, убаюкивая сладкими мотивами романсов. Страстно борясь с поэзией Северянина,
Маяковский писал о ней: «У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов «пройтиться по Морской с шатенками». Войну 1914 С. встретил ура-патриотическими стихами («И я, ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин» и др.). На Октябрьскую революцию С. откликнулся «позой скорбного утешения» и упованиями на реставрацию старого. В 1920 появилась его «поэза отчаянья». Последние сб. стихов С., изданные за границей, являются пустыми беспомощными бледными перепевами первого десятилетия его поэтической деятельности.
Библиография: I. Поэзы. Кн. I. Громокипящий кубок, с предисл. Ф.Сологуба, изд. «Гриф», М., 1913; То же, изд. В.Пашуканис, М., 1918; кн.II. Златолира, изд. «Гриф», М., 1914; То же, изд. «Земля», П., 1918; кн.III. Ананасы в шампанском, изд. «Наши дни», М., 1915; кн.IV. Victoria regia, изд. то же, М., 1915; кн.V. Поэзоантракт, изд. то же, М., 1915 (3-е, П., 1918-1919); кн.VI. Тост безответный, М., 1916; Мимозы льна. Поэзоальманах, П., 1916; Поэзоконцерт. Избр. поэзы для публичного чтения, М., 1918; За струнной изгородью. Избр. поэзы, М., 1918, и ряд изданий за границей.
II. ТальниковД., Недоразумение в стихах («Златолира»), «Современный мир», 1914, №6; СадовскийБ., Озимь. Статьи о русской поэзии, П., 1915; РедкоА., Фазы И.Северянина, «Русские записки», 1915, №5; ЧуковскийК., Футуристы, П., 1922; БобровС., Записки стихотворца, кн. II, М., 1923.
III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. Л., 1928.