Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - сиддхартха

Сиддхартха

СИДДХАРТХА (Siddhartha) имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха («Пробужденный»), Гаутама (Готама по имени одного из родов племени Шакья, к к-рому он принадлежал) или Шакья Муни «Мудрец из племени Шакья». Условно считается, что он родился приблизительно ок. 563, умер ок. 483 до н.э., хотя исторически его существование не доказано. Легендарная биография С.-Буддхы, излагаемая в канонических сочинениях буддистов, включает ряд драматических положений и воздействующих на чувство слушателя контрастных ситуаций. «Четыре встречи» воспитанного в роскоши и неге юноши с мертвецом, больным, старцем и отшельником встречи, открывающие С. «тщету и суету земного»; уход его из отчего дома в поисках истинного знания; искушение С. царем демонов Марой, обещающим ему власть над миром; познание С. «истинного пути» освобождения от вечного круга рождений; его дальнейшая жизнь нищего скитальца-проповедника, живущего лишь для того, чтобы «наставить на путь истины» свой народ; предательство ученика и родственника С.

Девадатти; спор царств из-за праха Буддхы таковы наиболее яркие мотивы этой легенды, использованные не раз мировой литературой для пропаганды идей квиетизма и «непротивления злу».Возникновение легенды о жизни С.-Буддхы в Сев. Индии в середине первого тысячелетия до н.э. является чрезвычайно показательным. К этому времени в основном закончен распад родового строя на севере полуострова, и мы имеем вполне сложившееся классовое общество.

Господствующим классом выступает класс феодалов-кшатриев, выразителями идеологии к-рых являются брахманы. К кшатриям примыкают и другие привилегированные касты. В этот период уже значительна роль торговых слоев вполне сложившихся и быстро растущих городских центров.

Торговым городским слоям было совсем не на-руку кастовое деление, и они повидимому ищут из него выхода. На основе подобных социальных отношений в Сев. Индии и развивается буддизм с характерным для него пессимистич. мировоззрением и индивидуализмом. Повидимому к этому периоду следует отнести возникновение и другого индийского легендарного образа «Махапуруши» (великого человека, героя), одаренного всеми качествами военного аристократа.

Очевидно в лице С. мы имеем слияние двух художеств. образов, возникших в той же социальной среде: С. часто называется в буддийской литературе Махапуруша. Проповедь Буддхы в ее «внесословном» аспекте была весьма выгодна торговым слоям индийского города того времени. Это подтверждают основные буддийские легенды, где купцу отведена не последняя роль.

Буддизм был порождением города, а не сельской общины, как это думали некоторые. В легендах более позднего времени, в частности в джатаках , купец почти всегда выступает в положительной роли. Хотя эти литературные произведения и датируются в дошедших до нас редакциях начиная с Iв. до н.э., однако нельзя не усматривать в них более раннюю основу.

В европейской литературе о буддизме существует три основных точки зрения на легенду о С. Одни исследователи, среди к-рых первое место занимает Керн (H.Kern, 1830-1917), считают, что все сказание является сплошным вымыслом, возникшим в VI-Vвв. до н.э. на севере Индии. Другие, и в первую очередь Сенар (E.Senart, 1847-1928), допускают, что в основу легенды легло жизнеописание религиозного реформатора, жившего в середине первого тысячелетия до н.э. в долине Ганга, но что эта биография чрезвычайно затемнена элементами вымысла. Третьи наконец, как Ольденберг (H.Oldenberg, 1854-1920), пытаются восстановить жизнь С.

-Будды, исходя из буддийских канонических книг, гл. обр. южной школы. Повидимому действительно наиболее древние части буддийского канона, некоторые проповеди (в частности первая проповедь в «Роще газелей» близ Бенареса) и разговор Будды с учениками (в «Махапариниббанасутта») восходят к претерпевшим сильное изменение проповедям и разговорам какой-то исторической личности.

Все остальное является бесспорно вымыслом. Буддийская легенда видоизменялась вместе с развитием этого культа, что легко прослеживается по основным произведениям буддийской литературы. До сих пор нет всестороннего исследования этого вопроса, хотя и делались попытки в данном направлении, среди к-рых следует упомянуть работу Charles Eliot’а «Hinduism and Buddhism» (L.

, 3 vv., 1921), к сожалению недостаточно критическую. Основным недостатком всех работ по легенде о С. следует считать игнорирование характеристики социальной среды, отдельных исторических этапов ее развития.Легенда о С. разработана в многочисленных памятниках буддийской литературы (см. «Индийская литература»). Наряду с культовыми текстами среди них имеются и высокохудожественные произведения, как несколько поэм знаменитого поэта Асвагоши .

Легенда о С. получила отражение и в европейской литературе. Средневековое сказание о признанных святыми христианской церковью Варлааме и Иосафате, известное уже с VIIв. н.э., представляет собой не что иное, как пересказ буддийской легенды. Установлено, что имя Иосафат, или Иоасаф, есть испорченное бодхисат, бодхисатва. В христианском сказании точно повторяются эпизоды из жизни С.

, в частности эпизод «встреч», приводящий будущего Будду-Гаутаму к отшельничеству. Помимо того в сказание о Варлааме и Иосафате включены некоторые притчи и вводные рассказы, известные в индийской литературе, находимые в джатаках и других аналогичных кратких повествованиях. Предполагать, что легенды о С. попали в Европу, как это делают некоторые, через посредство манихеев, является ошибочным.

Во-первых, самый сюжет буддийского повествования весьма далек от всего того круга мифологических и литературных мотивов, к-рые мы находим у манихеев, во-вторых, это является совершенно излишним, т.к. существует персидская версия сказания, написанная еще на пехлеви. Правильнее будет думать, что легенда о С. попала при Сасанидах в Иран, где верней всего была заимствована несториянами, перенесшими ее в Египет, откуда она перекочевала в Европу. Уже в самом начале XVIIв. португалец Диего до Конто указал на связь сказания о Варлааме и Иосафате с легендой о С.Из литературных обработок XIXв. наибольший успех имела в свое время поэма «Свет Азии» (The Light of Asia, 1879), принадлежащая английскому поэту Эдвину Арнольду (E.Arnold, 1832-1904). Арнольд изложил буддийскую легенду, но художественный образ, созданный английским поэтом, ближе к изображению Христа Штраусом и Ренаном, нежели к тому, что мы имеем в индийских памятниках.В русской литературе отдельные эпизоды легенды о С.-Будхе (по европейским источникам) популяризовал Л.Толстой в своих дидактических изданиях («Круг чтения»), посвященных проповеди «непротивленчества».

Библиография:

Специальная литература не указана. Буддийские Сутты, перев. с нем. с примеч. и вступ. ст. проф. Рис-Дэвидса. Русск. перев. и предисловие Н.И.Герасимова, М., 1900; Рис-ДэвидсТ.В., Буддизм. Очерк жизни и учений Гаутамы Будды, перев. М.Э.Гюнсбург, СПБ, 1901; ОльденбергГ., Будда, его жизнь, учение и община, перев. с нем. П.Николаева, М., 1884 (неск. изд.); То же, перев. с 4-го нем. изд. А.Н.Ачкасова, М., 1905; РейснерМ., Идеологии Востока, М., 1927. также Асвагоша, Джатоки, Индийская литература. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины