Литературная энциклопедия - силлепсис
Связанные словари
Силлепсис
СИЛЛЕПСИС (греч. «обобщение», «охватывание») термин античной стилистики, обозначающий соединение одного сказуемого с несколькими подлежащими. Ср.:«Лежали на окне Бова и Еруслан,Несчастный Никанор, чувствительный роман,Смерть Роллы, Арфаксад, Русалка, Дева Солнца...»(В. Пушкин, «Опасный сосед»).Комический эффект, часто присущий этой фигуре, достигается (как напр.
в приведенном стихе) недостаточной согласованностью сказуемого со всеми подлежащими (лежали Бова, Еруслан... Смерть). В сущности силлепсис является частным случаем так наз. зевгмы (греч. «ярмо») соединения ряда предложений или членов предложения путем устранения нуждающегося в повторении слова. Ср. «Положи меня как печать на сердце твое, и как перстень на руке твоей».
При семантическом различии морфологически сходных членов предложения фигура эта производит комический эффект установлением глубокого смыслового различия на первый взгляд тождественных грамматических конструкций. Ср.: «Шли два студента: один в пальто, другой в университет»). Однако комический эффект зевгмы и С., как показывает пример из «Песни песней», не обязателен; так Б.
Пастернак широко пользуется этими стилистическими фигурами в своей лирике. Ср.:«Но бросьтесь, будьте так добрыНе врозь, так в реку...»см. Фигуры. .