Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - скаррон

Скаррон

СКАРРОН Поль (Paul Scarron, 1610-1660) французский писатель. Р. в Париже, в семье советника парламента. По желанию отца стал в возрасте 19 лет аббатом. Вел веселый образ жизни в кругу поэтов, актеров и куртизанок. В 1634 отправился в Рим в качестве секретаря епископа Бомануар. В 1636 по его протекции был назначен каноником в Манс.Здесь после одной попойки в 1638 схватил острый ревматизм, навсегда лишивший С. возможности ходить. Вынужденный после смерти отца (1642) содержать сестру, С. сделал литературу своей профессией, но в силу литературных нравов эпохи ему приходилось пользоваться пенсиями сановников и подачками аристократов, к-рые видели в нем всего лишь талантливого шута.С. дебютировал в 1643 сборником бурлескных стихов («Recueil de quelques vers burlesques»), начавшим реакцию против прециозного стиля, господствовавшего во франц. литературе. С 1643 до 1646 С. снова жил в Мансе, где близко сошелся с труппой бродячих комедиантов, подбирая материал для своего лучшего произведения «Roman comique» (Комический роман, 1651-1657).Вернувшись в Париж, С. примкнул к Фронде, этой последней попытке феодального дворянства ограничить королевскую власть. С. беспощадно бичует правителя Франции кардинала Мазарини в своих знаменитых стихотворных политических памфлетах «Мазаринадах», дающих сатирическое изображение современной Франции, ее придворных интриг, финансовых спекуляций и чиновничьего произвола. «Мазаринады» представляли собой бурлескные перелицовки (травестии) известных литературных произведений и сюжетов. С. поплатился за них после Фронды своей пенсией в 1000 экю, к-рую ему ежегодно выплачивал до того Мазарини. Тщетно С. сделал попытку вернуть себе расположение Мазарини, посвятив ему свою бурлескную газ. «Придворная муза» (1654-1655). Он нашел себе нового покровителя в лице суперинтенданта (министра) финансов Фуке, к-рый назначил ему пенсию в 1600 ливров.С. один из крупнейших мастеров комического во французской литературе. Его специальностью являлся однако чисто внешний, шутовской, буффонный комизм, основанный на карикатурном преувеличении и нарушении реальных пропорций изображаемого. Наиболее полное и целостное выражение он находил в так наз. бурлеске , к-рую С. ввел во франц. литературу, прослыв «королем бурлески». Специфический для бурлески контраст возвышенной тематики и тривиального, низменного слога нашел яркое выражение в бурлескных эпопеях С. «Le Typhon, ou la gigantomachie» (Тифон, или борьба гигантов, 1644) и в особенности «Le Virgile travesti» (Виргилий наизнанку, 1648), наносивших сокрушительный удар античной тематике и всей сословно-дворянской эстетике классицизма. Олимпийские боги и герои «Энеиды» говорили здесь языком рыночных торговок, причем пользование низменным слогом влекло за собой также ряд соответствующих вариаций в сюжете, его вульгарную расцветку. Бурлески С. наносили удар также и прециозной поэзии, хотя в то же время отлично уживались с ней, по существу являясь только разными сторонами одного стилевого комплекса Барокко .С литературой Барокко С. связан не только некоторыми формальными особенностями своей поэзии, но и самым ее существом, идеологической сердцевиной, поскольку основная политическая тенденция его поэзии, боровшейся с абсолютизмом, централизацией, рационалистической регламентацией и логической дисциплиной, объективно играла на-руку фрондирующим слоям феодальной знати и блокирующейся с нею части буржуазии. Не случайна поэтому тесная связь С. с наиболее феодальной из европейских лит-р испанской. Сплошь под испанским влиянием (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона) написаны буффонные комедии С., лучшие из к-рых «Jodelet, ou maitre valet» (Жодле, или Слуга-господин, 1645), «Les boutades du capitaine Matamore» (Бахвальство капитана Матамора, 1646), «Don Japhet d’Armenie» (Дон Иафет Армянский, 1653), «L’ecolier de Salamanque, ou Les ennemis genereux» (Саламанкский школьник, 1654). Все эти пьесы, с прекрасно построенной интригой, остроумным диалогом и забавными шутками, оказали влияние на Мольера, Лесажа и Бомарше, хотя сами лишены политической остроты, присущей творчеству перечисленных комедиографов-сатириков.На общем баро`чном фоне лит-ой деятельности С. явственно выделяется его знаменитый «Комический роман». Правда, и здесь он связан с испанской лит-ой традицией, но в ее наиболее буржуазном жанре плутовского романа. Подобно своему предшественнику Сорелю, к-рому он многим обязан, Скаррон дает преувеличенное буффонно-карикатурное изображение франц. провинции и актерской среды. Но в то же время С. ближе Сореля подходит к отображению жизненной правды своего времени. Его роман дает исключительно меткие зарисовки жизни средних и низших слоев франц. общества эпохи Фронды. Очень многие его персонажи списаны с натуры, имеют своих живых прототипов, к-рые раскрыты исследователями творчества С. (гл. обр. Шардоном). Вместе с романами Сореля и Фюретьера «Комический роман» раскрывает путь формированию раннего буржуазного реализма за пределами официального, канонизованного дворянского стиля классицизма.Независимая позиция С., его отрицательное отношение к классицизму вызвало анафемы Буало, к-рые сильно помешали плодотворному влиянию С. на последующую литературу. Тем не менее «Комический роман» вызвал целую серию продолжений (сам С. не окончил его), а также подражаний и переложений. Лафонтен и Шанмеле превратили его в комедию «Ragotin» (Раготен) (1684), а Телье д’Орвиль (Le Tellier d’Orville) переложил его в стихи (1733). В XIXв. С. подражали Т.Готье («Капитан Фракасс») и отчасти Доде («Тартарен из Тараскона»).На русский яз. «Комический роман» был переведен с немецкого уже в 1763 Вас. Тепловым под названием «Шутливая повесть» (2чч.). Большим успехом и распространением в России XVIIIв. пользовались также бурлескные поэмы и стихи С. Ему подражал В.Майков в своей поэме «Елисей, или Раздраженный Вакх», а также Н.Осипов в свой «Энеиде, вывороченной наизнанку». Вообще жанр русской «ирои-комической поэмы» сложился не без влияния С.

Библиография:

I. Собр. сочин. Скаррона в оригинале вышли в Амстердаме в 1668, в 1737 (10тт.), в 1752 (7тт.) и в 1786 (7тт.). Критического собрания не существует. «Roman comique» переиздавался неоднократно; лучшие из новых изданий под ред. V.Fournel’я в изд-ве P.Jannet, P., 1857; Трагикомические повести, перев. с франц., 2чч., М., 1788; Смешные повести Забавного Скаррона, перев. с франц. И.Виноградова, 4чч., СПВ, 1801; Комический роман, предисл. и перев. А.В.Швырова, под ред. С.С.Трубачева, прил. к «Вестнику иностранной литературы», СПБ, 1901; То же, перев. и вступ. ст. Н.Кравцова, «Academia», М. Л., 1934.

II. ChardonH., La troupe du Roman Comique devoilee et les comediens de campagne au XVII s., P., 1876; HellgreweW., Syntaktische Studien uber Scarron’s Le Roman Comique, Diss., Jena, 1887; MorillotP., Scarron et le genre burlesque, P., 1888; BoislisleA., de, Paul Scarron et Francoise d’Aubigne, P., 1894 (вырезка из «Revue des questions historiques», tt.LIV, LVI); JusserandJ.J., Paul Scarron, в кн.: English essays from a French pen, L., 1895; ChardonH., Scarron inconnu et les types des personnages du Roman Comique, 2 vv., P., 1903-1904; MagneE., Scarron et son milieu, P., 1905 (переизд. в 1923); AlmerasH., Le Roman comique de Scarron (Les grands evenements litteraires), P., 1932; JeramecJ., La vie de Scarron, P., 1929; HockK.A., Der Realismus in Scarrons Roman comique, Bonner Diss., 1920; БорхсенниусЕ.И., Представители реального романа во Франции в XVII столетии, СПБ, 1888; СтороженкоН.И., Возникновение реального романа, «Северный вестник», 1891, №12; ЛесевичВ., Происхождение современного романа «Русская мысль», 1898, №11; ФрансА., Поль Скаррон, Полн. собр. сочин., т.XX. Литература и жизнь, М. Л., 1931; Ирои-комическая поэма, ред. и прим. Б.В.Томашевского, Л., 1933 (в серии «Библиотека поэта», под ред. М.Горького).

III. LansonG., Manuel bibliographique de l’histoire de la litterature francaise moderne, P., 1925. также библиографию к ст. Сорель.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины