СЛОНИМСКИЙ Михаил Леонидович (1897-) советский писатель. Р. в семье литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел добровольцем на фронт. 1917-1918
начало журналистской работы. С 1919 первые литературные опыты (рассказ «Поручик Архангельский»).Первая
книга С. «Шестой стрелковый» (рассказы 1921-1922) книга об империалистической войне, о ее бессмыслице. С. стремится понять механику войны. Ему несвойственна трактовка войны как стихии. Ужасы военного разгрома описаны с невозмутимым спокойствием. Батальные сцены даны, как в военном рапорте: «Война шахматная доска». Тем не менее пацифистский страх страх перед обезличиванием людей войной свойственен С.
Но пацифизм С. это пацифизм революционизирующейся в ходе войны мелкобуржуазной интеллигенции, идущей за пролетариатом. Будучи выражением буржуазной идеологии, пацифизм этот отличается от пацифизма ремарковского типа. У
Ремарка война мистическая тайна, особая бытовая среда, сглаживающая классовые противоречия. У С. война тупая машина, необходимо взорванная революцией.Литературная среда раннего С. группа «Серапионовы братья» . Но раннему С. однако не свойственен орнаментализм речи и сюжета, к-рый выдвигался теоретиками группы в качестве основного признака стиля.
Сюжет у С. выравнивается в ряд математически-строгих линий, причинно связанных начиная с ранних рассказов о мелком человеке, о советских буднях. Так, в рассказе «Машина Эмери» каждый поворот запутанного хода личных перипетий героев подчинен идее: «механизировать все, кроме мысли». В рассказе «Начальник станции» мешанина событий подчинена формуле «одна идея убивает другую», и даже анекдотическая «Сельская идиллия», история «поражения небесным громом» сельских коммунистов и опереточной контрреволюции, разработана как борьба умного порядка с «организованной бессмыслицей». Четкий сюжет, ровное, сдержанное, слегка ироническое
повествование эти черты присущи С.Тема романа «Лавровы» (1924) расслоение интеллигенции.
Герой романа Борис
Лавров стремится понять сущность революции. Революция особенно резко противопоставлена войне и понята как логически выверенное искусство организовать восстание. Лично Лавровым она осознана еще не как классовая практика, а как «деятельность теоретическая». Найти свое место в пролетарской революции значит решить ее собственные судьбы, так думают Лавров и сам С.«Мелкий человек в революции» тема романа «Средний проспект» (1927). В творчестве ряда советских писателей первого периода нэпа результатом буржуазных влияний явилась
идеализация «мелкого человека». С. был в числе передовых советских писателей, стремившихся уже в восстановительный
период опереться на социалистическое содержание действительности. С. пытается разоблачить мещанскую стихию. Одни герои, и им сочувствует С., рвут с мелкобуржуазным прошлым и приходят к революции, другие оказываются в лагере ее врагов. Однако и здесь разоблачение мещанства сосредоточено на том, что думает о себе сама мелкая буржуазия, а не на вскрытии объективного смысла ее классовой практики. Вопросы самоопределения разных групп мелкой буржуазии в революции и в этом романе решают судьбы самой революции.Лаконизм, компактность изобразительных средств отличают
роман. С. стремится к причинному художественному мышлению.Роман «Фома Клешнев» (1931) новый этап творчества С. Он намеренно сталкивает старых своих героев (Лавровы) в новом романе, показывает окончательный приход интеллигенции к пролетариату. Уже не представления мелкой буржуазии о себе, а сама классовая борьба пролетариата делается содержанием романа. Борис Лавров приходит к пониманию своей служебной роли в пролетарской революции, и здесь причины обогащения, а не обеднения его личности. Субъективные стремления героев проверяются теперь классовой практикой. В свете этого выворачивается наизнанку моральная сила буржуазного профессора Будного, поза и фразерство разоружающегося меньшевика Жилкина, обывательская вздорность Клары Андреевны, матери Лавровых. Борис Лавров освобождается от старых чувств самовлюбленности, недоверия к людям. Но новых чувств ни он, ни Фома Клешнев, носитель большевистского ума, не имеют. Клешнев умозрителен, интеллектуален, как и весь роман в целом.В 1934 С. написан роман о баварской коммуне «Повесть о Левинэ» одно из немногих произведений о борьбе международного пролетариата за последние годы. Эта книга прямой подступ к теме современного мирового, в особенности германского, фашизма. Написанная с большим политическим пафосом, образно выраженной партийностью,
повесть о героической гибели вождя Баварской коммуны за мировую революцию разработана как идейный поединок коммуниста с целым миром буржуазного права, морали, быта и военной силы. Центр книги сцена суда над Левинэ, прямого столкновения победившей буржуазной реакции с героической правдой коммунизма. Психологическая тема «Повести о Левинэ» органична для идейного развития С. Она идет от «Лавровых» и «Фомы Клешнева». Радость освобождения от иллюзий буржуазного общества, составлявшая смысл жизни героев этих книг, поднята в «Повести о Левинэ» до масштаба большой партийно-политической темы. С этими же книгами коренным образом связаны стилевые качества «Повести о Левинэ». Сдержанность определений, скупость красок, лаконизм и точность, отсутствие орнамента, приглушенность интонации, все это возведено в «Повести о Левинэ» в степень окончательного художественного принципа. Правда, сплошь и рядом такая манера рождает в этой книге схему, сужает ее эмоциональные возможности. Один из любимых образов всего творчества С. шахматная партия,
по закону к-рой сталкиваются в борьбе люди, идеи, события, пронизывает и эту книгу и является ключом к ее стилю.С. ведет активную литературно-общественную работу. В
настоящее время член Правления ССП.
Библиография: I. Собр. сочин., с критико-биографич. очерком З.Штейнмана, «ЗиФ», М., 1928-1929; Сочинения, 4тт., ГИХЛ, Л., 1931-1932; Пощечина, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1930); Фома Клешнев, Роман, ГИХЛ, М. Л., 1931; последнее изд. Гослитиздат, Л., 1934; Лавровы. Фома Клешнев, изд. «Советский писатель», (Л.), 1934; Германия, изд. Жургазобъединения, М., 1932; Повесть о Левинэ, Гослитиздат, Л., 1935, и М., 1935 (два изд.); Как я работаю над своим произведением, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт рабочему автору).
II. КрасильниковВ., О Мих. Слонимском, «Книга и революция», 1929, №11; ПолетикаЮ. Человек и система, «Ленинград», 1931, №5; МессерР., Обнажение и исполнение мысли, «Литературная газета», 1932, №25; Ее же. О творчестве М.Л.Слонимского, «Звезда», 1932, №6; ГореловА., Путь современника. Монография, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1933); Автобиографию см.: ЛидинВ., Писатели, М., 1926; Писатели о себе, М.Слонимский, «На литературном посту», 1927, №9. Отзывы: О сб. «Удар»: Груздев Илья, «Русский современник», 1924, №4; К., Звезда», 1925, №2 (8). О сб. «Машина Эмери»: ЛежневА., «Красная новь», 1924, №4. О «Лавровых»: КолесниковаГ., «На литературном посту», 1927, №4; НизовцевЛ., «Сибирские огни», 1927, №1. О «Среднем проспекте»: КниповичЕ., «Красная новь», 1928, №5. О сб. «Западники»: ПоляковаМ., «Новый мир», 1929, №3. О «Фоме Клешневе»: ДинамовС., «Литературная газета», 1931, №45; ГринбергИ., «Резец», 1931, №9. О «Повести о Левинэ»: Штейнман Зел., «Литературный Ленинград», 1934, 20 марта; Горелов Ан., «Литературная газета», 1934, 10 апр.; ЖдановН., «Литературный Ленинград», 1934, 8 мая; ЛевинЛ., там же, 1934, 14 мая; РестБ., Дискуссия о Левинэ, там же, 1934, 24 мая.
III. ВладиславлевИ.В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т.I, М. Л., 1928.