Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - словораздел

Словораздел

СЛОВОРАЗДЕЛ термин, применяемый в языковедении и стиховедении, граница между отдельными словами. В работах по стиховедению С. часто отождествляется с паузой внутри предложения, что не соответствует действительности: отдельное слово в связной речи выделяется не чисто звуковым членением, не паузами, но сложным функционированием грамматико-семантических связей.

Однако поскольку слово по тем или другим признакам все же выделяется в речи, распределение С. влияет на ритмическое ее членение, свидетельствуя лишний раз о связи ритма со смысловой-стороной языка. Поэтому в истории стихосложения в особенности стихосложения тонико-силлабического значительное место занимает вопрос о соотношении распределения С.

к собственно ритмическому членению стиха, напр. членению на стопы .Так, немецкие теоретики стихосложения XVIIIв. (Клопшток) вводят понятие «словесной стопы» (Wortfuss), противопоставляя его понятию «метрической стопы» (Versfuss); устанавливается ряд требований к соотношению С. и концов стоп, так, воспрещается совпадение тех и других; еще Гейне в письме к Иммерману подверг критике стих «Eine schwere dicke Zahre» за совпадение С. с концами хореев.Значительное внимание уделяют С. и русские теоретики стихосложения. Еще Радищев («Апология Тилемахиды») предлагает стихи читать «стопами слов по клопштокову наставлению». Совпадение концов стоп и С. порицается и русскими теоретиками стихосложения нач. XIXв. Особенный интерес вызывает вопрос о С. в первом десятилетии XXв. в связи со спорами о принципах русского стихосложения; так, ему много внимания уделяют в своих работах по стихосложению Шенгели, Томашевский, Жирмунский и мн.

др. Результаты подсчетов, производившихся названными исследователями, показывают значительное обогащение ритма стиха вариациями С. Так, ямб получает ход хорея, если С. оказываются после неударных слогов:«Мой / дя`дя / са`мых / че`стных / пра`вил».По подсчету Шенгели, в 4-стопном ямбе встречается около 40 наиболее распространенных ритмических вариаций, создаваемых расстановкой С.

и ударений. см. Стихосложение.

Библиография:

ТомашевскийБ.В., Ритмика 4-стопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина», «Пушкин и его современники», вып.XXIX-XXX, П., 1918 (перепеч. в его книге: О стихе, (Л.), 1929); Его же, Русское стихосложение. Метрика, П., 1923; Его же, Пятистопный ямб Пушкина, в сб. «Очерки по поэтике Пушкина», Берлин, 1923; ЖирмунскийВ.М., Введение в метрику. Теория стиха, Л., 1925 (с обширн. библиографией); ШенгелиГ., Трактат о русском стихе, ч.1, изд. 2, М. П., 1923. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины