Литературная энциклопедия - соболев л. с.
Связанные словари
Соболев л. с.
«Красный флот». Ранние рассказы С. гл. обр. типа юморесок и фельетонов, печатались в журн. «Красный флот», «Краснофлотец», «Залп». С. написан ряд очерков о Сибири, несколько небольших пьес сатирического характера и сборник символистских стихов. Широкую литературную известность С. получил после опубликования в журн. «Локаф» (1932) части романа «Капитальный ремонт».
Выпущенное затем во многих изданиях начало романа С. представляет пока только экспозицию будущего произведения, только ввод в тему. Но и в этом качестве роман С. является одним из значительных произведений советской литературы последнего десятилетия.Внешне действие романа ограничено событиями на линейном корабле «Генералиссимус граф Суворов Рымникский», отчасти на берегу, в Петербурге, в последние месяцы перед объявлением войны. Однако роман о военном крахе императорского флота выходит за пределы своей специальной темы, превращаясь в художественный памфлет на всю императорскую Россию, взятую в системе связей и противоречий ее общественно-бытового и политического уклада. Условно в поле зрения писателя взяты гл.обр. люди каюткомпании, высшее офицерство и только отчасти матросские массы. Вследствие особой организации материала события и лица, сохраняющие свое неповторимое своеобразие, приобретают значение образно-типических символов режима. Местные конфликты и частные эпизоды отражают глубоко скрытые коллизии, потрясающие весь организм империи.
В этом плане получают особое значение напр. описание суда над кочегарами, вышедшими на палубу в рабочем платье во время поднятия флага, описание парада в Петербурге в честь приезда Пуанкаре, рабочей демонстрации и пр. Распад феодально-кастовой верхушки флота, проникновение буржуазного влияния эти процессы представлены во взаимоотношениях кадрового офицерства, особенно образами лейтенанта Николая Ливитина, трезво и цинично сознающего свою политическую роль и положение, его восторженного юного последователя гардемарина Юрия Ливитина, прекраснодушного либерала мичмана Морозова и др.Процессы, протекающие в революционном подпольи на корабле и на берегу пока только скрытый фон в романе. Напряженно драматические ситуации не создают в романе законченной фабулы. Однако они необходимые моменты идейно-образной системы. С. мастерски использует разнообразные средства письма от точной и скупой фразы до пышного, развернутого метафорического построения, от строгого монтажа документов и иллюстраций статистическими данными до великолепной патетики сатирических экскурсов, ярких памфлетов (напр.
, образная иллюстрация стоимости одного артиллерийского выстрела и его связи с налогом на крестьян, описание сундучка боцмана и пр.). «Капитальный ремонт» явление художественного новаторства, касающегося не только особенностей стиля, но всей образной структуры произведения. Опубликованное начало романа можно рассматривать как многообещающую творческую заявку.
Библиография:I. Англичанин, ГИХЛ, М. Л., 1932; Капитальный ремонт, журн. «Локаф», 1932, №№1-12; отд. изд. ГИХЛ, Л., 1933 (неск. изд.).
II. Отзывы об «Англичанине»: ГладковЛ., «Книга строителям социализма. Художественная литература», 1932, №33-34; КарамоленкоС., «Знамя», 1933, №1. Отзывы о «Капитальном ремонте»: ПлискоН.
, «Литературная газета», 1933, №9; ПерцовВ., «Знамя», 1933, №8; ИсаковА., «Художественная литература», 1933, №12; Лаврова Кл., «Знамя», 1933, №12; СеребрянскийМ., «Книга и пролетарская революция», 1933, №2; МессерР., «Красная новь», 1933, №12; ГоффеншеферВ., «Литературный критик», 1934, №1; Березов П., «Рост», 1934, №3; ЭгартМ., «Литературная газета», 1934, №14; ЛейтесА.
, «Правда», 1933, №337, 8 дек.; Стенограмма диспута 17/XI 1933; «Знамя», 1934, №1. .