Литературная энциклопедия - страхов
Связанные словари
Страхов
В 1850 пробовал писать стихи и журнальные заметки. В 1858 поместил в «Русском мире» «Письма об органической жизни», к-рые его сблизили с Ап. Григорьевым. С. был горячим поклонником и пропагандистом теории этого критика.Решающее влияние на переход С. к лит-ой критике и публицистике оказало сближение его с братьями Достоевскими и приглашение сотрудничать в их журнале «Время» (1861-1863).
С. написал ряд статей под псевдонимом Н. Косица, гл. обр. полемизируя с «Современником» и «Русским словом». Из-за статьи С. «Роковой вопрос», явившейся откликом на польское восстание 1863, «Время» было закрыто. Скоро журнал стал выходить вновь под названием «Эпоха», и С. продолжал сотрудничать в нем до его ликвидации в 1865. В следующие за тем годы С.
усиленно занимался переводами научной литературы, по преимуществу философского, исторического и естественно-исторического характера (Куно Фишер, Ренан, Тэн, Брэм, Ланге, Штраус и др.). В 1867 С. редактировал «Отечественные записки» Краевского, в 1869-1872 был главным руководителем журн. «Заря». В 1873 поступил на службу в Публичную библиотеку, где служил до 1885.По своим политическим убеждениям С. был националистом-консерватором, сторонником «самобытного» развития России. Наиболее близки ему по идеологии Н. Я. Данилевский, Достоевский, Лесков.Он был яростным врагом дарвинизма, с различными проявлениями к-рого он сражался на протяжении 30 лет.Три книжки статей С., озаглавленные «Борьба с Западом в русской литературе», ставили себе задачей дать анализ философских и этических основ европейского «нигилизма» и показать его вред для русского общества. Эти позиции С. были, разумеется, глубоко враждебны революционному движению того времени.
Литературно-критические статьи С. проникнуты той же борьбой с европейским «нигилизмом» и защитой «самобытного», «органического» начала в русской литературе. Нападки на Писарева, Щедрина, Чернышевского, Некрасова перемежаются в них с сочувственными отзывами об аксаковском «Дне», с защитой «почвы» и «органических проявлений народной сущности».
С. выступал против Тургенева как западника. Воплощение «русского сердца» С. видел в Пушкине. Его привлекала борьба за русскую самобытность и органичность у Достоевского и у Толстого. Статьи о последнем (особенно о «Войне и мире») составляют наиболее значительную часть наследия С. Они не лишены интереса со стороны характеристики художественных достоинств романов Л.Толстого. Кроме статей об указанных выше писателях С. оставил очень сочувственные заметки о ряде поэтов о Тютчеве, Фете, Ап. Майкове, Полонском, к-рых он ощущал идеологически близкими себе, и резко враждебные о Некрасове и Минаеве.
Библиография:Из истории литературного нигилизма (1861-1865), СПБ, 1890 (статьи из журн. «Время», «Эпоха», «Биб-ка для чтения»); Заметки о Пушкине и других поэтах, СПБ, 1888; то же, 3 изд.
, Киев, 1913 (статьи из «Отечественных записок», «Складчины», «Гражданина» и др. с 1866); «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отеч. записки», 1867, т. 171, кн. 3 и 4; Бедность нашей литературы (Критич. и историч. очерк), СПБ, 1868; Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862-1885), СПБ, 1885; то же, 5 изд., Киев 1908; Переписка Л. Н. Толстого с Н.
Н. Страховым (1870-1894), в кн.: Толстовский музей, т. II, СПБ, 1914; Воспоминания о Достоевском, в посмертном Собр. соч. Достоевского, т. I, СПБ, 1882; Воспоминания и отрывки, СПБ, 1892 (стихотворения С., статьи «Толки об Л. Н. Толстом»); Борьба с Западом в нашей литературе, кн. 1, СПБ, 1882 (3 изд., Киев, 1897), кн. 2, СПБ, 1883 (3 изд., Киев, 1897), кн. 3, СПБ, 1896 (2-е изд., Киев, 1898). .