Литературная энциклопедия - струг
Связанные словари
Струг
СТРУГ Андрей (Andrzej Strug, pseud. Tadeusza Galeckiego (псевдоним Тадеуша Галецкого), 1878-1937) польский писатель. Юношей примкнул к революционному движению. После революции 1905 жил за границей до войны 1914.Первый сборник его рассказов «Люди подполья» (Ludzi podziemni) вышел в 1908. Эти рассказы и следующие его произведения «Из воспоминаний старого сочувствующего» (Ze wspomnien starego sympatyka, 1909), «На суровой службе» (W twardej sluzbie, 1909), «История одной бомбы» (Dzieje jednego pocisku, 1910), «Завтра» (Jutro, 1912), «Портрет» (Portret, 1913) посвящены преимущественно революционной борьбе в Польше.
С. в своих произведениях выводит гл. обр. интеллигентов. Герои его предстают перед нами загнанными, измученными, усталыми и физически и душевно. Слащавой романтикой подменяет он революционный пафос. Не изображая самоотверженной борьбы польского пролетариата, С. не воссоздает подлинной картины революционного движения в Польше. По той же причине в этих произведениях нет подлинной веры в торжество революции.Но если в первый период своего творчества С. все же дает реалистические картинки революционного быта, то гораздо хуже обстоит с произведениями С., относящимися к периоду «независимой» Польши. Важнейшее из них «Поколение Марка Свиды» (Pokolenie Marka Swidy, 1925). В этом романе С. пытался дать широкое полотно, изображающее «возрожденную» Польшу, воспевал польский патриотизм, проявившийся якобы в польско-советской войне. Ни слова не сказал С. о зарубежном империализме, бросившем свои силы на помощь Польше в страхе перед красной угрозой, ни слова о внутреннем фронте передовых рабочих.
Описание войны уснащено махрово-контрреволюционными рассказами о большевиках. Еще более злобный пасквиль на революцию в России представляет «Могила неизвестного солдата» (Mogila nieznanego zolnierza, 1927). При всем этом оба романа проникнуты мистикой. Эти романы С. несомненно реакционные произведения, пропитанные шовинистическим национализмом, хотя автор, рисуя первые годы польской «независимости», не мог скрыть морального разложения всех властителей Польши, прикрывавшихся громкими фразами об освобожденной родине. Оппозиционные настроения С. сказались и в его романе «Судьба кассира Спеванкевича» (Fortuna kasjera Spiewankiewiecza, 1928), правда, проникнутом той же мистикой, но обнажающем спекуляцию и коррупцию, характерную не только для финансового и правящего мира «независимой» Польши.Чрезвычайное усиление реакции в Польше заставили С.в последние годы примкнуть к прогрессивной группе польских писателей. В 1935 он подписал манифест левых писателей, призывавших создать единый фронт писателей для борьбы с реакцией и защиты культуры. На съезд польских писателей в защиту культуры, состоявшийся в 1936 во Львове, С. не мог приехать, но прислал письмо с выражением пожеланий успешной работы съезду и был избран в почетный президиум его.
Позиция С. весьма показательна в том отношении, что ярко свидетельствует, какие широкие круги польской интеллигенции захватила волна протеста против буржуазно-помещичьей диктатуры.Библиография:Pisma, 20 vls, Warszawa Krakow, 1931. На русск. яз. переведены: Деньги. Пер. Е. Гонзаго. Под ред. Н. О. Лернера, Гиз, М. П., 1923; История одной бомбы. Повесть из жизни революционной Польши. Пер. Е. Троповского. Изд. «Прибой», Л., 1924; Люди подполья. Сб. рассказов из жизни революционной Польши. Пер. Е. Троповского, изд. «Прибой», Л., 1924; Из воспоминаний старика сочувствующего. Пер. Е. и Л. Леонтьевых, изд. «Сеятель», Л., 1925; Поколение Марка Свиды. Повесть. Пер. Л. Т. Полянской, Гиз, М. Л., 1926; Капитан Лозовский, Повесть. Сокращ. пер. Л. Полянской и К. Эрберга, Гиз, Л., 1928; Миллион кассира Спеванкевича. Пер. Е. Троповского, изд. «Прибой», Л., 1929; «Домой», рассказ, пер. Леонтьевых, Л., 1926, «Сеятель»; Нелегальные. Пер. Е. Троповского, Л., 1926. .