Литературная энциклопедия - суинберн
Связанные словари
Суинберн
Отсюда другие мотивы С.: его свободолюбие, выразившееся в восхвалении национально-освободительной борьбы в Италии, в прославлении республиканизма, в пренебрежении к устоям буржуазной морали и т. д. Однако как в критике, так и в утверждении положительных социальных взглядов С. не шел, по существу, дальше мелкобуржуазного радикализма; в последние годы жизни С.
стал петь гимны британскому империализму, прославляя англо-бурскую войну.Изображение отдаленного прошлого занимает главное место в творчестве С. Он любил браться за исторические темы, разрабатывавшиеся до него, стремясь, с одной стороны, к большей исторической точности, а с другой к более углубленной психологической мотивировке.
Это особенно проявилось в «Марино Фалиеро» (драме, к-рую в этом смысле нужно сравнить с одноименной трагедией Байрона) и в трилогии о Марии Стюарт, снимающей всякий налет идеализации с шотландской королевы и в этом отношении сравнимой с «Марией Стюарт» Шиллера. Вообще в целом ряде произведений С. противопоставляет себя консервативным поэтам викторианской Англии отличной от них трактовкой одних и тех же тем.
В этом плане изображение античности, средневековья и отдельных эпизодов из истории Англии у С., в отличие от Теннисона и Броунинга, характеризуется подчеркнутой страстностью (в противоположность идиллическому тону обоих других поэтов), враждебностью ко всяким проявлениям пуританского духа и т. п.Хотя С. и декларировал свою приверженность принципам прерафаэлизма, он безусловно выходит за пределы этого направления.
Будучи связан, с одной стороны, с традициями революционного романтизма, он, с другой стороны, тяготеет к французской поэзии. Здесь его первой любовью был Виктор Гюго, перед поэзией к-рого он преклонялся.Позднее С. проявил большой интерес к Готье и Бодлеру, к-рые оказали на него известное влияние. С. придавал огромное значение музыке слова и стиха; он, по справедливости, считается самым «музыкальным» из всех английских поэтов второй половины XIX века. С. является одним из предшественников модернистского эстетизма в английской литературе (О. Уайльд и др.).Библиография:I. The complete works, ed. by E. Gosse a. Th. J. Wise, 20 vls., L., 1925-1928 (в т. XIX биография, составл. E. Gosse, в XX Bibliography of the writings in prose and verse of A. C. Swinburne, by Th. J. Wisel; Кашкин И., Три английских поэта, «Знамя», 1937, № 3. Антология новой английской поэзии, вступит.
статья и комментарии М. Гутнера, гос. изд. «Худ. литература», Л., 1937 (на стр. 133-148 переводы неск. произв. Суинберна).
II. Thomas E., A. C. Swinburne, L., 1912; Drinkwater J., Swinburne, L., 1913; Reul P., de, L’oeuvre de Swinburne, Bruxelles, 1922; Watts-Dunton C., The Home life of Swinburne, L., 1922; Lohrer A., Swinburne als Kritiker der Literatur, Diss., Zurich, Weida in Thur., 1925; Nicolson H. G., Swinburne (Englishmen of letters), L., 1926; Welby T. E., A study of Swinburne, L., 1926; Его же, Swinburne: a literary biography, L.
, 1932; Chew S. C., Swinburne, Boston, 1929; Lafourcade G., La jeunesse de Swinburne (1837-1867), 2 vls., Strassbourg, 1929; Rutland W. R., Swinburne, A nineteenth century Hellene, Oxford, 1931; Hyder C. K., Swinburne’s literary career and fame, Durham, North Carolina, 1933 (дана литература); Бердетт О., Новая трагедия Суинберна, «Весы», 1908, № 6; Васильев Н., Поэзия Свинберна, «Вестник Европы», 1909, № 8.; Его же, Свинберн, в сб.: Творчество, Казань, 1909 (статья и переводы); Алексеев М., Сибирская ссылка и английский поэт, «Сибирские огни», 1928, № 4. .