Литературная энциклопедия - сюлли прюдом
Связанные словари
Сюлли прюдом
В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием «Le premier livre de Lucrece» и в 1869 сборник «Les Solitudes». Другие книги С.: «Poesies (Les epreuves, Les ecuries d’Augias. Croquis Italiens...»), 1872, за к-рыми последовали «Impressions de la guerre» (1872), «Les Destins» (1872), «La Revolte des fleurs» (1874), «La France» (1874), «Les Vaines tendresses» (1875), «La Justice» (1878), «Le Prisme» (1886), «Le Bonheur» (1888), «Les Solitudes» (второе издание, 1894), «Oeuvres de prose» (1898), «Sully Prudhomme a Alfred de Vigny Sonnets» (1898).
Кроме произведений художественных, С. принадлежат три работы теоретического характера: «Reflexions sur l’art des vers» (1892), «L’Expression dans les beaux-arts» (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), «Testament poetique» (1901). В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1902 награжден Нобелевской премией.С. объединяет с поэтами «Парнаса» одинаковая вражда к рассудочности Ламартина и лирической беспорядочности Мюссе, виртуозная техника стиха и строгая законченность формы, но вместе с тем его творчество представляет преодоление тенденций парнасской поэзии при использовании ее средств.Исключительно эстетическому восприятию действительности и выражению ее во внешних пластических образах он противополагает моральное и логическое осознание ее. В его лице мыслитель работает рука об руку с поэтом. Он не замыкается подобно парнасцам в гордом одиночестве художника. Его поэзии не чужды социальные мотивы, к-рые совершенно несвойственны парнасцам.
В то время как взоры последних были обращены к временам давно прошедшим или экзотическим странам, внимание С. было устремлено на современность, он чувствовал себя сыном своего века и своего народа. Переживания С.-гражданина выражены в «Impressions de la guerre», в сонетах, составивших поэму «La France», где он разделяет чувство национальной скорби по поводу неудачной войны 1870-1871 и старается одновременно пробудить в молодом поколении мужество и уверенность в будущем. Если парнасцы были не чужды феодальных и католических тенденций, увлекались порою учением о нирване, то С. заявлял себя решительным позитивистом; он пытался сочетать художественное постижение мира с научным. На этом пути он являлся предшественником так наз. «научной поэзии» Рене Гиля и его последователей.Но это стремление разрешить в поэзии стоящие перед современной наукой задачи приводило нередко С. к абстрактному аллегоризму. В этом недостатки его поэм: «Les ecuries d’Augias», «Les Destins», «Le Zenith». Более удачны поэмы: «La Justice» и «Le Bonheur». В первой из них поэт после тщетных поисков справедливости в общественной жизни и в устройстве вселенной вообще находит ее в сердце человека; во второй «фаустовская» проблема разрешается в том смысле, что счастье невозможно найти ни в жизни чувств, ни в области знания, оно лишь в самопожертвовании.
Вместе с тем следует отметить, что представление об основных силах истории, о классовой борьбе было чуждо С. В полном соответствии с рационалистическими основами своего мышления С. ждет преобразования человеческого общества от прогресса науки и искусства, к-рые должны стать доступными всем людям.Широкой известности как во Франции, так и за ее пределами С.
обязан своим лирическим произведениям. Лирическая поэзия С. является одним из звеньев в той линии развития французской поэзии, к-рая связана с гимнами Альфреда де Виньи и Сент-Бёва. В ней творчество С. соприкасается с творчеством его младших современников символистов.Правда, и в этой области на стихах С. лежит неизменная печать рассудочности, мешающая ему отнестись со свойственной другим поэтам доверчивой непосредственностью к жизни и природе: таковы напр. его «Le ciel», «La grande Ourse», но зато другие лирические стихотворения проникнуты такой утонченной нежностью и замкнуты в такую совершенную форму («Les yeux», «Priere», «Les voici»), что они заставляют отвести С.
одно из видных мест среди лириков Франции.
Библиография:I. Перечень произведений С. в тексте. Существуют три сборника переводов из С. на русск. яз.: Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина... (и др.), СПБ, 1911; Избранные стихотворения. Сб., сост. П. Н. Петровский, Изд. «Польза» (в серии «Универс.
библиотека», № 863), М., 1913; Избранные стихотворения. Составил П. Н. Петровский. Сборник, изд. «Земля и фабрика», М., 1924.
II. Brunetiere F., L’Evolution de la poesie lyrique en France au dixneuvieme siecle, t. II, P., 1894; Coquelin G., Un poete philosophe Sully Prudhomme, P., 1882; Sainte-Beuve Ch. A., Nouveaux lundis, t. X, P., 1868; Caro T., Poetes et romanciers, P., 1888; France A., La vie litteraire, 2-e serie, P., 1890; Verlaine P. (под псевдонимом Pierre et Paul), Les hommes d’aujourd’hui, P.
(c 1903); Zyromsky E., Sully Prudhomme, P., 1908; Цебрикова М. К., Поэт-мыслитель, «Русская мысль», М., 1887, кн. II; Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891 (см. стр. 59-89 Сюлли-Прюдом); Деген Е., Новейшая французская лирика, «Новое слово», СПБ, 1896, № 9 (июнь). .