ТЕРЦИНЫ (итал. terza rima, франц. rimes tiercees) одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший двухрифменного типа, причем сочетание рифм обязательно
по схеме: aba, bcb, cdc и т. д. В заключение цепи Т. ставится один изолированный стих, рифмующий со вторым стихом последней строфы, вследствие чего она в сущности превращается в четверостишие с перекрестной рифмой вида sts, t. Иногда этот заключительный стих объединяется с предыдущей Т. также и графически.Итальянские Т. строятся исключительно на женских рифмах, к-рые и вообще составляют особенность итальянской поэзии.
Но в тех языках, к-рые допускают закономерное чередование мужских и женских рифм, после подражательных опытов, точно копировавших итальянские образцы, входят в употребление и Т. с рифмами двух видов. При этом приобретает обязательную силу правило чередования, к-рое запрещает соседство двух однородных рифм, не рифмующих между собой. Поэтому после Т., начинающейся мужской рифмой, идет Т. с женской рифмой в первом стихе и наоборот.В итальянской поэзии за Т. закрепился
размер одиннадцатисложника. Французы передают его аналогичным десятисложным размером с чередованием мужских и женских рифм, но иногда употребляют и александрийский, вернее двенадцатисложный стих. В России закреплено традицией употребление пятистопного ямба с мужскими и женскими рифмами.Изобретение Т. принадлежит, по словам Данте,
Брунетто Латини. Сам Данте обессмертил форму Т. своей монументальной «Божественной комедией». Форму Т. разрабатывали также
Петрарка,
Ариосто и ряд других поэтов Италии, причем она находит применение также и в сатирических жанрах. Во Франции Т. получают широкое распространение в эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее
время, по следам Теофиля
Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует форму Т.
в лирических жанрах.В Германию Т. проникают в конце XVI в., но значительную популярность завоевывают лишь у романтиков. В Англии употребление Т. распространилось лишь в XIX в.В России одним из первых поэтов, давших образцы Т., был Пушкин:В начале жизни школу помню я;Там нас, детей беспечных было много,Неровная и резвая семья;Смиренная, одетая убого,Но видом величавая женаНад школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,Приятным, сладким голосом, бывало,С младенцами беседует онаи т. д.Другой отрывок Пушкина, написанный в Т. шестистопными ямбами «И дале мы пошли», особенно характерен тем, что навеян Дантовой «Божественной комедией», переводы и подражания к-рой сохранили ведущую роль в разработке русских Т. в течение XIX в. Большой интерес к Т.
проявляла и школа символистов.
Библиография: Шульговский Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. Т-ва Вольфа, СПБ М., 1914, стр. 410-414; Kastner L. E., History of the terza rima in France, «Zeitschrift fur franzosische Sprache und Literatur», 1904, Bd. XXVI, 241-253. .